infopop.header

Тормоза

велосипедные тормоза делятся на две группы: ободные и дисковые.

Ободные тормоза используются на шоссейных велосипедах и на дешёвых. Для трейлбайков они решительно не подходят, и писать о них тут нечего.

Дисковые тормоза делятся в свою очередь ещё на две группы по способу передачи тормозного усилия: механические и гидравлические.

Механические

- это тоже вариант удешевления конструкции. в качестве посредника между ручкой и тормозной колодкой применен стальной тросик. Он и служит причиной недостатков механических тормозов. Тросик съедает часть усилия на трение между собой и рубашкой, забивается грязью, растягивается со временем и требует настройки и подтяжки. Традиционно такие тормоза любят туристы-многодневники. Якобы тросик в случае поломки где-то вдали от цивилизации более ремонтопригоден. Может это и так.

Другой вид дисковых тормозов -

Гидравлические

на сегодня это самый распространенный вариант. Усилие от ручки передаётся через гидравлическую систему, как на автомобилях. Под рукояткой расположен мастер-цилиндр, который через гидролинию передаёт давление на поршни, расположенные в калипере. Поршни давят на колодки.

Среди недостатков гидравлики можно назвать высокую стоимость, относительно высокую массу, сложности при установке и настройке. Однако, это практически единственный на сегодня достойный вариант для горного велосипеда любой направленности.

За время своего существования дисковые тормоза обрасли кучей мифов и баек. Вот краткий перечень:

  1. подвод колодок к диску и зазор между колодкой и диском настраивается или регулируется. это неправда. зазор обусловлен геометрией поршня и калипера и эластичностью уплотнительных колец. эти параметры не поддаются настройке. по мере расхода материала колодки поршни будут выходить ближе к диску. обратный ход поршня осуществляется за счёт эластичности резинового уплотнения и он неизменен. так работает автоподвод колодок к диску. и именно поэтому плюс гидравлики в том, что этот зазор не нужно обслуживать и регулировать.
  2. гидравлические тормоза текут. это справедливо лишь отчасти. текут неисправные тормоза. если они новые - это заводской брак и их нужно заменить. если не новые - значит уплотнения выработали свой ресурс и требуют замены. в самом тяжёлом случае эта проблема не устраняется даже при последовательных ремонтах. тут дело либо опять таки в браке или в негодной модели тормоза. существует масса распространённых и надёжных моделей, лучше выбирать из таких. ещё текучесть может быть вызвана условиями эксплуатации. типичная проблема - морозы. традиционно тормоза, использующие в качестве тормозной жидкости минеральные гидравлические масла склонны на морозах дубеть и течь. тормоза на аналогах дот так себя не ведут.
  3. гидравлические тормоза очень дороги. Это не совсем так. Гидравлика дороже, но не фатально.
  4. гидравлические тормоза тяжелы. это тоже относительно. Топовые модели легче 200 грамм на сторону.

В итоге, гидравлические тормоза на сегодня - это единственный вариант. И весь выбор сводится к выбору подходящей модели из более чем огромного списка доступных.