infopop.header

Каретка

Часть велосипеда, соединяющая шатуны и раму, позволяя шатунам свободно вращаться. Состоит из оси, к которой разными способами крепятся шатуны и системы подшипников и их чашек, вкручивающуюся или запрессовываемую в раму.

Варианты по типу соединения рамы с кареткой

1. Картриджная каретка.

По задумке - неразборный и необслуживаемый узел, просто вкручивается в раму и просто выбрасывается по мере износа.

Картриджная каретка Shimano UN-54

Картриджная каретка Shimano UN-54
Просто вкручивается на свое место. По мере износа - заменяется новой

 

 

2. Каретка с внешними чашками

Две похожих детали, в каждой из которых по подшипнику. Вкручиваются каждый со своей стороны, ось с шатунами вставляется внутрь. Из-за более широкого расстояния между подшипниками получается жесче, чем картриджная, однако требует высокого качества обработки рамы для достижения максимальной соосности. Лучше раму перед использованием отторцевать. Варианты: Shimano Hollowtech II, Truvativ GXP, RaceFace X-type, FSA MegaEXO

3. Press-fit

Примерно то же, что и внешние чашки, но вставляются в раму без резьбы, прессом, подобно чашкам рулевой. Существует несколько вариантов, например, Cannondale BB30, Shimano Pressfit 30, SRAM Pressfit Смысл в них примерно один, разница будет в сочетании комплектующих

Варианты по типу присоединения шатунов к оси

1. Квадрат

конец оси имеет квадратное сечение. Паз в шатунах - соответствует ему. Фиксируется стягивающим болтом. Недостаток - тонкая и тяжелая цельная ось, недолговечна при частом откручивании - прикручивании, требовательна к достаточной затяжке. Как правило, сочетается с картриджными каретками.

2. Зубчатое соединение.

Много вариантов, самый распространенный - Octalink  с восемью зубами, и ISIS c десятью. Оба шатуна обычно съемные, как и в случае квадрата. Ось больше в диаметре чем у квадрата, соответственно, более нежные подшипники - ведь диаметр кареточной трубы стандартен. Ось обычно полая и более легкая. Недостатки этого варианта привели к разработке каретки с внешними чашками, где диаметр подшипника не лимитирован диаметром кареточной трубы.

Оси BB30 и KCNC

Оси BB30 и KCNC. На эти зубцы крепятся шатуны

 

3. Зубчатое соединение с одной стороны

С другой при этом ось соединена с шатуном жестко. Существуют варианты - жесткое соединение справа или слева. Там, где часть разборная - тот или иной вариант паттерна зубчиков.

 

Каретка, конечно - это прекрасно, но в последнее время большинство производителей пришло к тому, что выпускается и продается вся система целиком - чашки или картридж, правый и левый шатуны, ось. Слабое звено тут - подшипники. Зачастую используются промышленные, которые можно легко менять. Сам же блок шатунов и оси фактически неубиваемый.