infopop.header

Сэг

От английского Sag - прогиб, провис, осадка, проседание

Сэг - это укорочение аммортизирующего элемента при приложении на него статической нагрузки - веса велосипедиста. Проседание аммортизатора после того, как байкер уселся на свое место. Измеряется в процентах от исходной длины амортизатора.

Сэг - основная настройка аммортизатора (в вилке или в задней подвеске - не важно).

Если взять полный ход подвески (это как раз то, о чем кричат каталоги) и принять его за сотню процентов при отсутсвии нагрузки, а потом запрыгнуть на вел, подвеска просядет. Это естетвенно. Но просядет она на определенную величину, которая зависит от двух параметров прежде всего. От веса седока и от жесткости пружины. И если с весом седока мы как правило ничего не можем сделать (ну или почти ничего), то жесткость пружины мы должны подобрать под вес.

Если аммортизатор воздушный - мы накачиваем его до должного давления. Если пружина - подбираем пружину нужной жесткости и выставляем ей преднагрузку.

Сэг измеряется в процентах. К примеру, ход подвески 100мм. Байкер запрыгнул в педали и замер - ход прожался до 80мм. То есть, пружина просела на 20мм. Получаем сэг 20мм от 100мм - это 20%

Требуемый процент сэга зависит от характера эксплуатации велосипеда. 25% это средняя величина. Для гонок кросс-кантри устанавливают пружину пожестче - сэг где-то между 10 и 20%. Сколько именно - сказать нельзя, ибо даже кросс-кантри бывает весьма разный.

Для катания по пересеченке в режимах трейл или эндуро сэг ставят больше - 25-35%. Вообще, чем жестче трасса, тем больше сэг.

Для фрирайда или даунхилла очевидно, что нужно больше, но сколько - я даже не предполагаю. Просто не знаю.

Как измерить сэг?

В случае воздушных амортизаторов обычно пользуются измерением проседания по штоку. Для этого на шток надевают резиновое колечко или нитку. Полностью спускают воздух из аммортизатора и продавливают подвеску до упора. Колечко смещается на свой максимум длины. Затем амотризатор накачивают на велосипеде без байкера и подвеска разжимается на весь свой ход. Вот тут и замеряют расстояние, на которое смещалось колечко. Это полный ход аммортизатора. Как правило, он меньше хода подвески - из-за наличия рычага в системе, отличающегося от единицы. Не суть. Допустим, он равен 50мм

Дальше колечко снова сдвигают до упора под корпус амортизатора, аккуратно медленно нагружают велосипед своим весом, колечко сдвигается по штоку. Тут главное, не делать резких движений, не запрыгивать на велосипед со всей дури и никуда не ехать. Как можно плавнее. Потом слезаем - и меряем расстояние, которое прошло кольцо. Высчитываем сэг. Скажем, кольцо сместилось на 15мм. Следовательно, сэг равен (15/50)×100 = 30%.

Если сэг больше требуемого - повышаем давление в позитивной камере амортизатора. Если меньше потребного - стравливаем воздух. И повторяем замер. И так до полного блаженства и гармонии.

В случае пружинных амортизаторов все то же самое. Разве что немного сложнее замерять по штоку, ибо он почти всегда внутри пружины. В этом случае лучше мерять укорочение по расстоянию между осями крепления амортизатора. Пригодится линейка или штангенциркуль подходящего размера.

Подбор жесткости осуществляют заменой пружин в грубом приближении.И более точно - закручиванием гайки преднагрузки, которая поджимает пружину и держит ее в чуть сжатом состоянии. Для первоначального выбора жесткости пружины существуют даже калькуляторы. Но по фактку подбор все равно эмпирический. Калькулятор лишь даст примерную отправную точку.

Вроде все.