infopop.header

Сервис амортизатора
Manitou Evolver ISX-6

Эвольвер - воздушный амортизатор для бедных. На самом деле. Это один из наиболее доступных на рынке воздушных амортизаторов с piggyback-резервуаром. Подержаный можно купить в интернете за сущие копейки. Ну и поскольку амортизатор для бедных, часто приходит в голову самостоятельно его перебрать. Ибо сервис у профессионалов раза в два дороже чем стоимость аморта на вторичном рынке. Но без предварительной подготовки и умеренно прямых рук дело это хлопотное. Делюсь своим опытом.

Трудности и горести

Фирма маниту некоторое время назад была приобретена компанией Hayes, известной своими тормозами, и началось...

Ранее еще одним преимуществом маниту была доступность практически любых компонентов, расходников и инструментов. Теперь это не так.

Для переборки ISX6 нужен специнструмент. Это:

  1. колодки для зажимания в тисках штокая
  2. редкая в природе торцевая головка на 31 мм
  3. IFP Removal Tool
  4. Bleed Bowl
  5. IFP Positioning Tool
  6. Air can installation Tool
  7. Редкий в природе шестигранник 1.3 мм

К счастью, без некоторых инструментов можно обойтись. Кое-что решается хитрым способом, и кое-что можно изготовить самому.

Инструменты, которые все равно нужны

Однозначно нужны колодки. Колодками зажимается ось, чтобы скрутить с нее крышку амортизатора всесте с крутилкой отскока. Усилие прикручивания очень большое, плюс резьба на локтайте. Сам шток покрыт специальным покрытием, царапать и портить его нельзя.
Есть варианты. Исходное условие - шток и колодки обезжирить. Спиртом, например.

  1. Зажать шток обычными прямыми колодками из твердого дерева.
  2. если не помогает - взять деревянный брусок, просверлить в нем сверлом на 12мм сквозное отверсите и распилить тонким полотном примерно по середине отверстия
  3. То же самое можно сделать из алюминиевого блока. Нужен сверлильный станок.

Торцевая головка на 31 нужна для откручивания крышки демпфера. Мне повезло - удалось подойти к этой крышке губками разводного ключа, но если амортизатор длинноходный, то может не получиться. Выход - искать такую головку, либо дремелем расточить стандартную 30-миллиметровую.

Ключик на 1.3 мм. Нужно искать. В интернете тоже есть.

Хитрости чтобы обойтись без редких инструментов

IFP Removal Tool не нужен. Вместо этого при разборке аккуратно давим на шток, этого достаточно чтобы вытолкнуть поршень IFP. Ловим его тряпочкой, ибо под ним - масло.

Bleed Bowl не нужна. Смысл ее в том, чтобы погрузить IFP в свежее масло так, чтобы под ним не было воздуха. Видел как к краю бачка приделывали горлышко пластиковой бутылки. Мой вариант проще - по краю бачка приклеиваем полоску обычной изоленты. ее достаточно, чтобы погрузить поршень в масло.

IFP positioning Tool не нужен. Смысл в нем двоякий. Во-первых, он выставляет IFP на нужное расстояние в банке. Во-вторых, с его помощью делается финальная прокачка демпфера - заполняется маслом шток. Тут есть хитрость. Я замерил глубину красной штуковины - регулятора объема piggyback камеры. Получилось 24мм. Для моего размера амортизатора глубина IFP должна быть 38 мм (см. таблицу положения IFP). Недостающие 14 мм я сделал стопкой монет (50 евроцентов подойдут, и двухрублевые, например). И последовательность действий такова:

  1. С помощью изоленты IFP погружается в свой цилиндр.
  2. Продавливаем его немного внутрь, кладем на него монетки
  3. Берем регулятор объема и продвигаем поршень с монетками почти до конца. Оставляем резьбу снаружи незавернутой
  4. После того, как амортизатор собран и крышка воздушного бачка откручена - задвигаем регулятор объема до конца и закручиваем его резьбу. Тем самым выполняя финальную прокачку демпфера.
  5. Ставим иглу ребаунда, закручиваем крышку воздушной камеры
  6. Откручиваем обратно регулятор объема, вытряхиваем монетки
  7. Закручиваем регулятор на свое место, затягиваем с нужным моментом.

А вот Air can installation Tool был бы очень полезен. Ибо резинка воздушной камеры, в которую входит демпфер очень тугая. Но не спеша и аккуратно можно поставить и без специнструмента. Важно не порвать эту резинку.

Последовательность действий

Это просто перевод мануала. С нашими колхозными особенностями.

Manitou Evolver ISX-6 Service

Пациент. Старый, слегка побитый жизнью.

 

1 шаг

Выпускаем воздух из основной позитивной камеры, выкручиваем вентиль

Manitou Evolver ISX-6 Service

Вентиль позитивной камеры. Золотник лучше даже выкрутить (на картинке он внутри)

2 шаг

Выпускаем воздух из piggyback резервуара, выкручиваем вентиль

Manitou Evolver ISX-6 Service

Золотник Piggyback - Он в нормальной ситуации спрятан под красной крышечкой. Тут она уже снята

 

3 шаг

Зажимаем ухо амортиатора - с той стороны, где ребаунд в тисках - через мягкие прокладки, естественно. Откручиваем воздушную камеру. Ключ 39 мм - вполне можно пользоваться разводным. Когда она открутилась, сдвигаем ее вниз по демпферу как можно дальше.

Manitou Evolver ISX-6 Service

У меня тиски мелкие. Но если резьбы в порядке - усилия не такие уж большие, должно хватить. Но лучше бы иметь более серьезные тиски.

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Как-то так крепим...

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Как-то так берем в разводной ключ...

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

И как-то так откручиваем...

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Вот резьба полностью выкручена, дальше берем за банку позитивной камеры - ту, что с логотипом, и применяя силу смещаем ее вниз, как при срабатывании амортизатора.

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Получаем такую картинку. Видно шток, и изнутри выглядывает гайка, держащая масло. Шток проходит сквозь нее.

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Вот она. Здесь очень повезло - эту гайку можно подцепить губками разводного ключа и выкрутить вместе со штоком и поршнем прямо сейчас. Если к ней не подобраться - нужно сначала снимать заднюю крышку позитивной камеры со штока, а потом выкручивать эту гайку головкой на 31 мм. А она довольно редкая.

 

 

4шаг

Снимаем аморт с тисков, Зажимаем ухо амортизатора со стороны регулировки компрессий. Пробуем открутить крышку демпфера разводным ключом, если не получается - снимаем сначала крышку воздушной камеры со штока, ищем головку на 31 и откручиваем ей. Момент там небольшой.

Manitou Evolver ISX-6 Service

Можно выкрутить сначала эту гайку. Это плюс, потому что снятый поршень легче закрепить в тисках, чтобы снять с него крышку воздушной камеры.

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Выкрутили - увидели масло.

 

5 шаг

Откручиваем регулятор объема piggyback камеры. Его не надо разбирать, он необслуживаемый

Manitou Evolver ISX-6 Service

Я все делал одним и тем же разводным ключом.

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Блок регулировки объема Piggyback резервуара - необслуживаемый, но на нем несколько резинок под замену.

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

А если глянуть внутрь этой камеры - видно IFP...

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Вон он поблескивает!

6 шаг

Достать IFP. Тут используется специнструмент, но можно просто вставить шток с блоком колец и резкими движениями вытолкнуть IFP. Если разбирать так, как показано здесь - то в демпфере еще есть масло, поэтому берем салфетку, закрываем ей выход из Piggyback резервуара, и, толкая поршень, открутив, естественно, все регуляторы компрессий выталкиваем IFP наружу.

Manitou Evolver ISX-6 Service

Как-то так.

 

Manitou Evolver ISX-6 Service

Вот он, вот он IFP моей мечты!

 

Далее достаем шток, выливаем масло. Очень удобно шприцом с насаженной трубкой.

Manitou Evolver ISX-6 Service

Вот извлечен блок поршень с шимстеком на штоке с задней крышкой воздушной камеры, с ребаундом внутри и с крышкой-гайкой масляной камеры.

 

7 шаг

Самый ответственный. Обезжириваем шток и специальные колодки, зажимаем шток в тисках, ключом через прокладки откручиваем верхнюю крышку воздушной камеры со штока. Важно зажать шток так сильно, чтобы он не проворачивался, но при этом не повредить его.

8 шаг

Стягиваем корпус воздушной камеры вместе со всеми потрохами с трубки демпфера.

9 шаг

достаем из воздушной камеры поршень и топ-аут демпфер (желтое упругое кольцо)

 

Если эвольвер с двойной камерой, разбираем ее

 

Дальше не осилил. Продолжение и картинки следуют.