infopop.header

Как ухаживать за цепью велосипеда

Рано или поздно любой велолюбитель задастся подобным вопросом. А велопрофессионал - не задастся. Им механики должны цепи мыть :-)

Вкратце. Если цепь не мыть и не чистить - то велосипед перестает нормально ехать. В грязной цепи образуется абразив из смеси остатков масла и пыли с песком. Этот абразив начинает жрать саму цепь и звезды. Выемки на звездах между зубами становятся все больше и овальнее, цепь растягивается и наступает кончина всей системы.  Итого, цепь надо поддерживать в чистоте и в идеальной смазке.

Прогрессивная промышленность предлагает специальные машинки для чистки цепи. Теоретически,  с ними все просто. Наливаешь немного дегризера в машинку, цепляешь на цепь и неспеша крутишь пару-тройку минут рукой педаль.

У меня есть такая машинка, но я ей не пользуюсь. Потому что не понимаю как можно ей пользоваться не усрав все вокруг. У меня получается так - из машинки выходит цепь, вся в дегризере и полурастворившемся гумне, все это при вращении капает вокруг велосипеда на пол. И по-другому никак не было и не получалось. В итоге, пользоваться машинкой можно только на автомойке.

Поэтому я предпочитаю способ мытья цепи отдельно от велосипеда - в банке с дегризером. Для этого цепь должна быть обязательно оборудована замочком.

У такого способа есть существенный недостаток - тут моется только цепь, а куча мерзкого абразива остается на звездах. И если идеально блестящую цепь нацепить обратно на грязные звезды, после первых же метров все вернется в исходное состояние. Поэтому технологически процесс помывки передачи я совмещаю с общей помывкой всего велосипеда на обычной автомойке самообслуживания.

В итоге вся процедура такова

  1. Беру пластмассовую банку с хорошей крышкой, наливаю в нее немного дегризера и засовываю туда же губку. Кладу это щасте в рюкзак. Если есть желание - кладу спец. щетку для мытья кассеты (с длинным ворсом такие, чтобы можно вычистить все между звездочками кассеты)
  2. После катания заезжаю на ближайшую к дому SB-автомойку. Обливаю вел водой, убираю этим большую грязь, создаю "общую мокрость" конструкции :-)
  3. Достаю дегризер, губкой намазываю его на звезды, цепь, кассету. Даю постоять. Если взял щетку - то щеткой их еще немного. Пока суть да дело - мою остальные части велика губкой. Касательно передачи - тут важно смыть грязь со звезд, насколько это возможно.
  4. Начисто мою велик водой из SB-мойки. Тут работают общие правила мытья велосипеда высоким давлением - не лить сдуру на подшипники, втулки, каретки, дабы не загонять воду внутрь их. В общем, лучше распылять воду на велик с некоего расстояния, в полметра скажем. Это относительно безопасно.
  5. Еду домой и мою дома цепь в банке с дегризером.
  6. Когда цепь обсыхает - надеваю, смазываю, вытираю избытки масла.


Как бы кажется много, но по факту - это обычное мытье велика. Взять с собой на мойку баночку с дегризером проще, чем брать туда же машинку.

Немного о замачивании цепи в дегризере.

Дегризер может быть настоящий, марочный фирменный, а может быть, например, бензин или все что угодно, хорошо растворяющее смазку. Ибо надо вымыть отработанную смазку из всех роликов цепи. А еще есть кухонные средства для удаления жира, среди них есть очень хорошие.

Дабы сократить расход дегризера, я использую его несколько раз. После того, как цепь достали, нужно немного подождать и аккуратно слить чистый дегризер в другую емкость. Отстой грязи со дна - выливаем. Так можно "рекуперировать" растворитель раз пять. Больше нет смысла, ибо растворенное масло остается в нем.

Как часто это делать?

Производители смазок и дегризеров утверждают, что достаточно один раз помыть, применить их чудо-смазку и забыть о мытье цепи вовсе. Они, на мой взгляд, лукавят. Частота зависит, естественно, от частоты загрязнения. По моему опыту, полное мытье цепи - это примерно раз в 1000 км. В промежутках цепь приходится досмазывать, то есть, просто вытереть бумажной салфеткой, смазать и вытереть еще раз. Такая смазка требуется раз в 200-500 км в зависимости от условий езды.