infopop.header

Что такое All-mountain: Проект-байк

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько идеален ваш велосипед?

Ну, по большому счету, это не имеет никакого значения, пока велосипед доставляет удовольствие.

И тем не менее, техническая половина моего разума постоянно ставила вопрос: а достаточно ли идеально то или это? В итоге, постоянный «апгрейд ради апгрейда»текущего велосипеда перестал быть мне интересен, и я придумал себе некий проект с целью, ни больше ни меньше, как четко определить довольно расплывчатый термин «All-Mountain». Или просто дословно, побуквенно следовать этому названию и посмотреть, что выйдет.

Nicolai helius am

 

Ну разумеется, абсолютно ясно, что идеального велосипеда «для всего» не бывает: Даунхильный байк всегда будет отличаться от кросс-кантрийного. Но мы не ищем легких путей и будем изобретать этот самый идеальный велосипед. По моему исходному мнению, он должен быть пригоден для возможно большего количества ситуаций, не быть узконишевым решением. По крайней мере, в рамках термина "Горный велосипед".

All mountain - вся гора. Целиком. Стало быть, это вид горного велосипеда, который может воспользоваться всем, что предлагают горы, природа гор.  И при этом я хочу чтобы это был один универсальный байк. Здесь должно быть оптимально скомбинировано то, что разработано для обоих направлений - для спуска и подъема. И кросс-кантри, и даунхилл в последние годы движутся примерно в одну сторону - быть легче при улучшении результатов. И вот оно, время для симбиоза байков для спуска и подъема!

Целое - это больше, чем просто сумма составляющих, однако, прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена. Звучит философски, но означает только одно: если каждый компонент правильный, то правильный и весь проект. И чтобы иметь гарантированный успех, я должен оптимизировать каждый отдельный элемент.

Я пришел к тому, что Allmountain это промежуточное звено между даунхиллом и кросскантри.

Далее - основные моменты моего проекта, в котором ДХ встречается с КК и порождает АМ, делая ненужными такие измышления конструкторов, как Overmountain, Лайт-ФР, суперэндуро и тому подобное.

1. Рама

Легкая, с настраиваемой геометрией, изменяемым ходом подвески, наличием проводки кабеля регулируемого подседельного штыря, креплениями ISCG, c аммортизатором с большим ходом, прямой подседельной трубой.

Поэтому я выбрал Nicolai Helius AM:

Геометрия как раз между спортивной и комфортной. Ход подвески настраивается от 136 до 169 мм. Все жестко, но без лишнего веса. Коническая рулевая труба - это лучший компромисс между стабильностью, жесткостью и весом. Ось Maxle 12x135 проста в эксплуатации. Стендовер минимальный. Вес 3050 г, без лайтовых труб. С титановыми болтами выходим за пределы 3000 г. (это с амортизатором Vivid Air и осью Maxle)

Nicolai helius am

 

Поскольку я хотел регулируемый подседел, который даже в сложенном состоянии имеет какую-то высоту, я заказал раму с укороченной подседельной трубой. Благо, бутиковая контора Nicolai позволяет заказать кастомные модификации их рам.

Nicolai helius am

 

2. Подвеска

Даунхилльные воздушные аммортизаторы экономят вес без ущерба качеству аммортизации. Rock Shox Vivid Air и Rock Shox Lyrik Solo Air Mission Control DH.

И здесь приходит лучшее из двух миров: 170 миллиметровая вилка с коническим штоком и отличной производительностью при 2130 граммах веса (с обрезанным штоком) - то, что мне нужно.

Кроме всего прочего, Лирик весь из себя правильный: комфортный, с 15-мм жесткой осью maxle light, раздельными регулировками высоко- и низкоскоростной компрессии, простым картриджем solo air

Nicolai helius am

 

Vivid Air нравится мне за то, что этот продукт был разработан для ДХ-гонок, однако доступен для всех. Он легкий, но прочный. Его поведение характеризуется не просто продавливанием на весь ход, а плюшевым началом хода с последующим противодействием - так, как это и требуется - напрмер, при быстром прохождении крутого резкого поворота. Термопластический элемент в амортизаторе гарантирует, что при повышении температуры на затяжных спусках работа амортизатора будет постоянной. При весе в 570 грамм - это не лайт, но экономия на демпфере на байке с ходом 170 миллиметров - это не верный путь.

3. Привод

Иногда ведь, чем меньше, тем лучше, верно?

В отношении привода я думаю именно так. 2х9 мне нравится больше, чем 3х9, но еще больше - 1х10.

С одной стороны - кантрийная кассета с огромным диапазоном, 11-36, чтобы быть более точным, с другой - система с одной звездой, примерно такая, на какой Сэм Хилл гоняет на кубке мира.

Nicolai helius am

 

сочетание X0 и descendant дает увеличенный дорожный просвет, экономит место на руле, и дает меж тем достаточную вариабельность на подъемах.

В Альпах на некоторых торчках маловато, на асфальте с горы порой приходится слишком быстро крутить, однако, в большинстве случаев кассеты достаточно.

Nicolai helius am

 

Переключение само по себе приятно - пары нажатий хватает для перехода от самой малой звезды к большой. Короткой лапки переключателя хватает, и натяжение цепи всегда хорошее.

Чтобы цепь не спадала, я поставил MRP Lopez SL через крепления ISCG на раме. Успокоитель легкий и тихий, компактный. Кто не заметил рокринга - на 32-34 звезде он почти никогда не нужен.

4. Седло, подседел, кокпит

Высота седла имеет решающее значение: один шаг от удовольствия до дискомфорта. Как на спуске так и на подъеме. Моя мечта - иметь оптимальную позицию для каждой ситуации, без ступеней, была реализована гидравлическим телескопическим подседелом Rock Shocks Reverb. У этих моделей одна проблема - при изменении высоты петля тросика слишком большая и цепляет за раму, амортизатор и даже за шины. На николае это решилось проведением троса под верхней трубой и фиксацией его к подседельной трубе - так петля сгибается в одном направлении и ни за что не цепляет.

Nicolai helius am

 

Для кокпита правило простое - иметь достаточную ширину при сохранении малого веса. Благодаря матчмейкерам от SRAM эргономика и внешний вид отличные. Тормоза свои крепления делят с переключаетелями и манеткой реверба.

5. Тормоза и колеса

Тормоза должны быть максимально легкими, но  важно не перебрать!! Поэтому я взял легкие X0, но не пожалел веса на достаточно большие диски - для мощности и долговечности. Мои коллеги ставят на заднюю ось аж 203-миллиметровые диски. Лично я вполне доверяю и 160-мм. Однако, мой вес всего 70 кг.

Nicolai helius am

 

Тогда как у тормозов одна цель - как можно быстрее остановить колесо, у колес цель - раскрутиться как можно быстрее. С вилсетом DT Swiss EXC1550 CarboNduro я сэкономил вес без ущерба для стабильности. Обода достаточно широкие (29 мм снаружи) для объемных шин, весом по 400 грамм и самое главное - никаких восьмерок и вмятин.

Алюминиевые ниппели и плоские спицы - для экономии веса и совместимости.

Nicolai helius am

 

Выбор шин может кого-то удивить: Fat Albert известны как эндуро-шины, тогда как Nobby Nic считались повседневными (и для меня когда-то тоже), и даже кросскантрийными. После разговора со Schwalbe я пришел к выводу, что обе покрышки в размере 2.4 имеют одинаковую устойчивость к проколам, а дополнительные 100 грамм фэт альберта ушли на усиление протектора. Кроме снижения веса, на заднем колесе явно снижается сопротивление качению. На переднем колесе это не столь хорошо - у альберта все же лучшая сцепляемость в трейл-стар компаунде.

Nicolai helius am