infopop.header

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Действительно что-то новое. Никто не скажет, глядя на Foxy XR, что это старый байк в новой окраске выдан за новинку. Mondraker уже довольно давно представил свое видение геометрии современного горного велосипеда. Forward Geometry была разработана при участии тогдашнего командного гонщика Mondraker Фабиена Бареля. Изначально задуманный как эксперимент с даунхилльными байками, особый взгляд на геометрию был перенесен на эндуро и АМ-модели Dune и Foxy, на сегодня они предлагаются только в этом варианте. Что дает это на практике - в этой статье.

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Бросается в глаза и вызывает споры: длинная рама Mondraker Foxy XR

 

Что же такое "Forward Geometry" и что она дает? Некоторые рассматривают ее как революцию в байкостроении, другие - как радикальное изменение геометрии в одном направлении - передний треугольник рамы значительно удлиннен, что сопряжено с удлиннением верхней трубы рамы и колесной базы велосипеда. Вместе с тем, положение велосипедиста не меняется, так как длина выноса соразмерно уменьшена.

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

 

Результат "Forward Geometry": Гиганстская колесная база и крошечный вынос. Если конкретнее - то верхняя труба (ETT) на 60 мм длиннее, и, соответственно, вынос - на 60 мм короче. С традиционной конструкцией выноса это невозможно: руль и шток вилки попадают в одно и то же пространство. Так что потребовалось разработать принципиально иной вынос. Руль тут размещен прямо сверху штока и общее смещение руля от штока (длина выноса) составляет всего 10 мм.

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Расцветка видимо подбиралась под кашиму вилки :-)

 

Вынос-обрубок и длинный передний треугольник - это фирменные знаки конструктива этих рам мондрекера, но есть еще кое-что интересное - например, подвеска "Zero-Suspension" - конструкция с виртуальным центром вращения, напоминающая DW-Link. Впрочем, она известна уже давно и не изменялась, равно как и набор компонентов от Crankbrothers, Race Face и Fox. А еще особенность в ходах рамы и вилки. Вопреки привычным одинаковым цифрам для переда и зада, здесь задняя подвеска имеет всего 140 мм хода, тогда как подходящая к ней вилка - целых 160.

И поэтому довольно трудно классифицировать Foxy. Сами Mondraker продают эту раму как АМ-байк, но что это значит? Старшая модель в линейке - Dune имеет 160 / 180 мм соотвественно. Итак, для чего же подойдет Foxy XR? Попробуем выяснить...

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Геометрия в цифрах

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Где-то в парках южной Германии

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Этот изящный снимок должен был что-то важное продемонстрировать :-)

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Фотографу нравилось экспериментировать со светом...

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

... выхватывать неожиданные ракурсы

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

... ловить последние лучи солнца

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

... А надо было снимать велосипеды в кузове пикапа.

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

... с пропусками в байк-парк Самерберг

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Расположение амортизатора у мондрекер всегда было оригинальным

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Выглядит реально длинным

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Рама имеет характерный для фирмы горб

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Колеса от Crancbrothers тоже блещут золотом. Цыгане довольны.

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

А вот шины получили нарекания в тесте.

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Количество колец поражает! Может быть,  с ними была связана недозагрузка переднего колеса
и отменная выдергиваемость?

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Кинематика подвески - по сути - DW-Link. Тем более странно, почему в тесте она не была отзывчивой

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Все тот же уникальный вынос

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Грязь тоже радуется - так много мест, где можно спрятаться!

 

На трейлах

С весом в 13.4 кг (размер М, меряли сами - получилось на 500 грамм больше, чем дает производитель на сайте) - Foxy XR это либо легкий эндуро-байк, либо тяжелый АМ. Сборка вроде бы с претензией на легкость, но возможности облегчения далеко не исчерпаны.

В конце концов компоненты весьма говорящие, но вопрос остается открытым: это топ-модель серии Foxy или нет? С одной стороны здесь особая геометрия, сверкает покрытием кашима вилка от Fox, модные колеса от Crancbrothers, но в то же время дешевые шины Schwalbe серии Performance - есть ли им место на байке стоимостью в 5500 евро?

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Прямая рулежка нравится автору статьи

 

Апхилл

Что бросилось в глаза прямо при первой же посадке на велосипед - приятная прямая рулежка и необычный вид на вилку и переднее колесо. Вверх Foxy едет охотно. Амортизатор, благодаря CTD позволяет почти полностью себя выключить, но и даже без платформы велосипед едет вверх действительно эффективно и с минимальной раскачкой. Forward Geometry должна бы способствовать прижатию переднего колеса к грунту и оно должно подниматься сравнительно с традиционной геометрией позже, однако факт таков: рука тянется к регулировке Talas, когда переднее колесо собирается оторваться. Ибо Forward Geometry смещает 2-3 кг веса на 6 сантиметров вперед, что в сравнении с 80 и более кило общей массы на каретке - не так уж и много. Обещание улучшения характеристик езды вверх тут не сбывается.

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

В спринте подвеска ведет себя незаметно

 

Если ехать в гору стоя на педалях, необычное поведение байка чувствуется очень редко. После пары привычных поворотов стало ясно, что для трейл-серпантинов данная концепция все-таки не предназначена. Подвеска временами совершенно мертвая, даже в полностью открытом положении она чуток вялая - как она поведет себя при быстрой езде и без вкручивания?

Вверх-вниз

Итак, по плоскому. Удобное положение седла позволяет хорошо и быстро проходить прямые участки, на длинном Foxy действительно можно вволю покрутить. Подвеска поглощает неровности приемлемо, но не впечатляюще. Когда требуется пространство для смещения тела - седло можно опустить с помощью Kronolog. Работает он надежно, но в сравнении с Reverb грубо и шершаво, независимо от знаков износа на нем.

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

С этой подвеской очень легко делать Wheelie...

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

... и Manual

 

Благодаря Forward-Geometry распределение веса по осям довольно четко смещено кзади. Это склоняет к тому, чтобы посерфить по корням или проходить повороты на заднем колесе. Это все имеет однако обратную сторону: если постоянно активно не смещаться вперед, будешь привычно сидеть на заднем колесе, а следовательно - переднее не нагружено, а это означает среди прочего - меньшее сцепление! А в комбинации с шиной Hansdampf Performance это означает недоруливание. А если поворачивать сильнее - можно легко уйти через руль (старый проверенный рецепт, впрочем!). Итого, на плоскости мы также не видим преимуществ новой геометрии перед классической. Разве что ездок постоянно находится в агрессивной позиции и наклонен вперед, над колесом.

Даунхилл

Ну, наконец-то, вниз! Тут смещенная вперед геометрия показывает свои сильные стороны. На очень крутых пассажах чувствуешь себя абсолютно расслабленно. А кто едет расслабленно - с удовольствием едет быстрее - и даже тогда велосипед катит благодаря 1200 мм колесной базы весьма плавно. Тут Mondraker может быть спокоен - на 140 мм байке мы редко так уверенно скатывались в долину. Удлинненный передний треугольник работает здесь на оптимальное распределение веса между колесами. Foxy едет вниз так же, как некоторые байки едут по плоскому. Тут еще помогает, конечно, 160 мм вилка и смещенный кверку вынос.

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Езда по шорам превращается в детскую игру

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Велосипед провоцирует серфить на поворотах

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

Отсюда следует убеждение - всегда, всегда нагружайте переднее колесо!

 

Mondraker Foxy XR: тест Forward Geometry

В воздухе немного со смещением назад, но все контролируемо

 

Задняя подвеска работала у нас, после некоторого голосования, хорошо только на большой скорости. На медленных участках не хватало значимой отзывчивости, как будто шайбы в демпфере были настроены на высокий уровень компрессии и открывались только при значительном давлении масла. Настройки демпфера, возможно, неоптимальные.

Общие замечания

Еще раз о выносе. Мы понимаем, почему эта часть так важна. Но вряд ли она действительно такая уж удобная для гонщиков. Нам бы хотелось, с учетом описанных выше проблем, больше нагрузить переднее колесо, а руль расположить чуть ниже. Обычно достаточно всего лишь убрать одно колечко из-под выноса, но здесь это не работает. Вместо этого есть такие варианты:

  1. Укоротить шток вилки. При этом единственный путь назад - это использовать руль с райзом. Вилка при этом теряет в своей стоимости, иными словами - это стоит денег.
  2. Монтировать лоу-райзер, флет или даже изогнутый вниз руль. Это опять-таки стоит денег и может выглядеть слишком специально.

Таким образом с высотой руля уже сильно не поэкспериментируешь. Мы поставили флет, что улучшило баланс на плоских участках. Мы удивились и всплыл вопрос - а почему бы сразу не поставить что-то более пригодное? Угол подседельной трубы в 74 градуса смещает ездока вроде бы достаточно вперед, но реальный угол там все же более острый, что ведет на подъеме и на плоскости к недозагрузке переднего колеса.

Итого

Интересная концепция эта Forward Geometry! Однако, на наш взгляд она подходит для

  1. очень агрессивного гонщика
  2. сильной ориентации на спуски (отказываем в том, что это - АМ-байк?)

Все остальные случаи вынуждают велосипедиста либо быть постоянно спереди, либо ездить исключительно вниз.

Поэтому под конец мы скажем так. Несомненно это большой вклад в разнообразие предложений под конкретного гонщика или под конкретные области применения велосипеда, но годится далеко не каждому гонщику и не для каждой ситуации. В этом смысле хорошо, что Mondraker предлагает и обычные модели тоже, остается выбор. Оборудование подобрано довольно разумно. Однако, соотношение цена-производительность выглядит несколько иначе.

Плюсы:

  • Крутые пассажи, быстрые спуски, серф на заднем колесе
  • прямая рулежка
  • дизайн рамы

Минусы:

  • Рекомендуем только для агрессивных ездоков, иначе недозагрузка переднего колеса
  • С этим амортизатором подвеска работает лишь на высоких скоростях
  • Неидеальная комплектация, например - шины

 

 

По материалам mtb-news.de

Автор - Stefanus Stahl, фото - Max Schumann, места -  Bikepark Samerberg, Isar Trails, Предальпы