infopop.header

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Уже с первого взгляда бросается в глаза отличие системы с двумя звездами от Rotor от привычных глазу систем вроде Shimano или SRAM. Однако, разница эта далеко не в замечательных фрезерованных шатунах, нет. Это прежде всего некруглые звезды этой необычной системы. Мы поставили эту систему на наш тестовый велосипед и вот что из этого вышло.

Ведущий игрок рынка Shimano имел ранее в линейке своей продукции системы с овальными звездами, под названием Biopace в промежутке между 1983 и 1993 годами. Звезды были установлены там так, что мертвая зона (расположение шатунов на 12 и 6 часов циферблата) приходилась на наибольший радиус звезды. Тем самым достигалась постоянное натяжение цепи и разгружались колени велосипедиста. Точно тот же принцип используют овальные звезды Rotor Q-Rings, которые чуть менее причудливой формы чем звезды шимано. Что же мы увидели на наших тестах? Об этом - чуть ниже.

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Система не только отлично фрезерована, но несет овальные звезды

 

Технические данные

  • Производитель: Rotor Bike Components
  • Модель: 3D+ MTB Double (110/74)
  • Год выпуска: 2013
  • Категория: система, 2 ведущих звезды
  • Материал: алюминий
  • Тип системы: 5-Arm, 110 / 74mm посадочный диаметр
  • Звезды: Rotor Q-Rings, 40 / 26 зубов
  • Вес системы: 493 г  (по данным прозводителя, без звезд, крепежа и каретки)
  • Стандарт оси: BB30 (68 мм кареточный стакан) / BSA
  • Длина шатунов: 170mm / 172,5mm / 175mm
  • Q-Фактор: 163mm
  • Чейнлайн: 44,5mm
  • Особенности: Сертифицированы в соотвествии с  EN 14766; Преднатяжение подшипников регулируется снаружи.

Концепция и детали

 Упомянутая в начале система Biopace от Shimano была нацелена на то, чтобы разгрузить колени велосипедиста. Для этого наибольший диаметр овальной звезды был ориентирован на мертвые точки системы, а наименьший вступал в работу при  горизонтальном положении шатунов. Этим достигалось то, что мертвые точки проходились с меньшей рычажностью, а, следовательно, легче.

Концепция Q-Rings Rotor идет в противоположном направлении. Идея базируется на том, что в горизонтальном положении шатунов достигается больший крутящий момент, и здесь звезды ориентированы так, что больший диаметр приходится на это положение шатунов, тогда как в мертвых точках - диаметр меньше. Тут упор делается на более легкое прохождение мертвых точек и максимальное приложение силы в более выгодных позициях. Звучит несколькно непонятно, но в итоге мы имеем бросающиеся в глаза овальные звезды и теоретическое обоснование улучшения эргономики педалирования.

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Шатуны фрезерованы из алюминия, ось может быть традиционной BSA, 24 мм Pressfit (BB24)
или больших размеров BB30

 

Чтобы найти это улучшение на практике, мы взяли эту систему на 24-часовую гонку в Finale Ligure и там провели пробу прямо на соревнованиях.

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Вот где скрывается магия. Диаметр звезды непостоянен в течение оборота педалей

 

Система, подходящая к звездам Q-Rings это Rotor 3D+ MTB Double. Её мы для наших испытаний установили на наш тестовый велосипед на раме Pyga OneTwenty 650b. Система алюминиевая, фрезерованная, оставляет впечатление высококачественного продукта. Здесь стоит кольцо, подобное таковому на системах от e*thirteen, с помощью которого регулируется преднатяжение на подшипниках каретки. Внешне в глаза бросаются красные анодированные болты крепления шатунов и обилие лазерных гравировок. В отношении цветов в Ротор придерживаются взглядов, что черного должно хватать всем. Выбора нет.

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Качество финишной обработки очень хорошее

 

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Преднагрузка на подшипниках каретки может быть отрегулирована небольшим кольцом.
Подобный вариант есть еще на системах от e*thirteen

 

Ходовые качества

Основной вопрос с которым мы начали тестирование - это дает ли Rotor 3D+ MTB Double какие-то ощутимую разницу в педалировании и на ходу в сравнении с обычными системами. Первое впечатление - негативное: нет, несмотря на овальные звезды, байк ускоряется ровно так же, как и на обычных системах. Только после первого крутого подъема, потребовавшего снижения частоты педалирования мы и другие тестирующие почувствовали некоторое перераспределение крутящего момента на заднем колесе. Тогда как при обычной езде и при нормальных каденсах - разницы нет никакой.

Следовательно, Q-Rings помогают там, где нужны большие усилия при низкой частоте вращения педалей. И еще, например, ведут себя лучше в случае взбирания в крутую короткую горку на большой передаче - те же, кто в такой ситуации выбирают более щадящую в отношении колен и расслабленную передачу - не заметят плюсов овальных звезд.

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Практический толк от овальных звезд можно почувствовать только на низких каденсах

 

Итак, чем ниже каденс = тем выше эффект от овальных звезд.

И если в отношении физики педалирования концепция овальных звезд себя оправдывает, то стоит вспомнить, что байкинг - это не только абстрактное педалирование. Характер почвы, стиль езды, подвеска велосипеда - все это имеет значение и оказывает влияние на выбор системы и звезд. Тут Rotor 3D+, несмотря на обозначенные преимущества, показывает свои слабые стороны. Это - ухудшенное качество преключения и значительно увеличившийся шанс спадения цепи со звезды.

В сравнении с качеством переключения SRAM XX или Shimano XTR, тут же чувствуется, что несмотря на правильно настроенный передний переключатель, работа переключения медленная и неровная. Тут очевидно, что в зависимости от текущего положения звезды требуется разное время на переброску цепи со звезды на звезду.

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Патрик тестирует овальную систему в Finale Ligure. Через несколько метров цепь слетит со звезды

 

Но на наш взгляд важнее, что в зависимости от условий и положения звезды относительно переднего переключателя - а расстояние тут в отличие от минимального и постоянного 1-2 мм у обычной звезды колеблется дважды при одном обороте педалей. Так образуется промежуток, в который при биении на камнях и поворотах может попасть цепь, что приведет к слетанию ее со звезды. Такие проблемы в маунтинбайке часто заканчиваются болезненными приземлениями на землю, и в конечном итоге ведут к тому, что такую систему мы точно не можем рекомендовать для жесткого использования. Хотя преимущества в отношении перераспределения нагрузок при педалировании заметны и воспроизводимы, они перечеркиваются недостатками в качестве переключения и нестабильности цепи. Тут вполне могли бы помочь задние переключатели с муфтой обратного хода, такие как система Shadow+ от Shimano или Type 2 SRAM. Но на нашем тестовом велосипеде стояла обычная Sram XX без муфты. Но и эти системы мало влияют на место выхода верхней ветви цепи от передней звезды, где всю работу выполняет рамка переднего переключателя. А она как раз в этом случае - сбойное место.

Овальные звезды и система Rotor 3D+

Суть проблемы: В этом положении рамка переднего переключателя держит цепь надежно

 

Овальные звезды и система Rotor 3D+

А здесь - расстояние от звезд до рамки переключателя уже не удержит цепь на больших кочках

 

Итого

Идея овальных звезд не нова, Физически и эргономически эффективна и эффект ее повторяем и заметен. Однако, в МТБ  эта концепция в сочетании с передним переключателем подходит к границам применимости, так как ощутим ущерб в качестве переключения и в отношении спадения цепи. Те, кто примет эти недостатки, получит от Rotor Q-Rings и системы 3D+ преимущества при влезаниях в крутые горки. Все остальные должны оставаться на круглых звездах.

Плюсы:

  • Поддержка педалирования
  • прекрасный внешний вид фрезерованного изделия

Минусы

  • Качество переключения не соответствует уровню SRAM XX или Shimano XTR
  • Удержание цепи на месте передним переключателем слабое

 

А вообще описанные тут проблемы - это общие проблемы спадывания цепи. В случае овальных звезд видится единственный нормальный выход - это использование одной звезды спереди в сочетании с комплексом мер по предотвращению спадывания цепи. Это, например, аналог XX1 группы. Звезда с высокими зубами переменной толщины (кстати, тот же Rotor анонсировал выпуск таких звезд) или использование баш-ринга или более серьезного чейнгайда

 

 

Фото: Tobias Stahl, Stefanus Stahl | Источник - MTB-News.de