infopop.header

Открытие первого в Германии трейлпарка

Трейлпарки во многих англосаксонских странах уже давно заслужили себе большую любовь. Трейлы длинной в несколько километров, проложенные специально и только для маунтинбайкинга, разные по своим характеристикам на всём протяжении и позволяющие развить хорошую скорость - ничего удивительного, что всё больше немцев отправляется в Великобританию или Новую Зеландию, чтобы получить такую возможность - прочувствовать на себе всю прелесть подобных приключений. Наконец-то и в Германии была реализована идея создания такого трейлпарка. 29 июня в саксонской части Рудных гор (Erzgebirge) открывается первый в Германии официальный трейлпарк – Трейлцентр Рабенберг ( TrailCenter Rabenberg)

Трейлпарки "7steines" в Шотландии и "Woodhill" в Новой Зеландии востребованы как никогда. Благодаря своим всегда ухоженным многокилометровым трейлам, идеально заточенным для маунтинбайкинга эти парки привлекают к себе поклонников МТВ просто магическим образом. Философия же подобных парков может сильно отличаться друг от друга. В то время, как в некоторых регионах, таких как Северная Калифорния, Уэльс или новозеландский Южный Остров многие трейлпарки существуют только благодаря коммунальной поддержке со стороны местных МТВ-клубов, существуют и другие, создание и обслуживание которых преследует чисто коммерческие цели. В одном правда всё же они сходятся: все обходятся без подъёмников.

Trailcenter Rabenberg. Первый трейл-парк в Германии

Таков Рабенберг в Рудных Горах (недалеко от известных всем Карловых Вар, что в Чехии)

 

И вот теперь, после 4-летней фазы разработки и строительства, в саксонских Рудных горах открылся первый в Германии трейлпарк, который объединяет в себе в той или иной степени обе выше названные философии. Парк был основан обществом "Спортпарк Рабенберг", и хотя речь и идёт о неком "обществе", коммерческие цели в этом проекте всё же тоже преследуются.

Тем не менее цена за пользование парком не высока и составляет всего 5€ в день, что по сути покрывает лишь расходы на техническое обслуживание. Сфера же коммерческих интересов, как и во многих парках Великобритании, смещается в зону сопутствующего сервиса: проведение туров, аренда байков, использование налаженной инфраструктуры с возможностью разместиться в парке на ночь и т.д.

Опубликованное в начале 2012 года исследование, проведённое новозеландским исследовательским институтом "Scion" показало, что трейлпарк "Whakarewarewa Forest", расположенный неподалёку от Ротаруа, заработал больше денег, чем коммерческое лесное хозяйство в этом регионе. Таким образом, создание подобных парков можно рассматривать не только с точки зрения расширения спортивных возможностей в регионе, но и с чисто коммерческой. Именно этот экономический аспект и может привести к созданию в Германии, вслед за "Трейлцентром Рабенберг", новых подобных парков. Мы поговорили с Томасом Шлекингом, (проектировщиком парка, инициатором ТрейлТрофи) о первом в Германии трейлпарке и о дальнейшем будущем подобных проектов.

Интервью с Томасом Шлекингом

MTB-News.de: Здравствуй, Томас. Не мог бы ты немного рассказать нам о себе?

Меня зовут Томас Шлекинг. Я являюсь владельцем фирмы Bike Projects, байкер с 1990 года, дипломированный редактор. В этом качестве работал с 2001 по 2006 год в издательстве одного крупного журнала, посвящённого МТВ. Со своей фирмой я обслуживаю туристические регионы по вопросам маркетинга, организую проведение эндуро-мероприятий "ТрейлТрофи" ну и планирую синглтрейлпарки, такие как "Трейлцентр Рабенберг"

Trailcenter Rabenberg. Первый трейл-парк в Германии

Томас где-то в своем парке...

 

Итак, ты был привлечён к созданию "Трейлцентра Рабенберг" в качесте проектировщика. Не мог бы ты нам рассказать, что именно входило в твои задачи?

Ну, многие вещи делались одновременно. Планирование началось ещё в 2008 году, когда мы сделали первый грубый набросок трейлов. В последующем этот план претерпел различные изменения, всё приводилось в соответствие одного другому. Вторым шагом стало грубое трассирование местности, что бы определить характер и объём предстоящих работ (где требуется применение миниэкскаватора, где нет– в таком роде). Затем, перед строительством, я точно разметил траекторию прохождения трасс. В зонах особенно густой растительности для этого пришлось воспользоваться помощью мотокосы ну, и работников спортпарка. Затем водитель миниэкскаватора проследовал по размеченным линиям, на обозначенных местах сформировал различные препятствия, уложил камни, кикеры и т.д.. Между делом довелось и мне поработать киркой и лопатой. Параллельно я согласовывал с руководителем проекта Свеном Рёбером (Sven Röber) все прочие мероприятия вплоть до маркетинга.

Следовательно, все трейлы были действительно искусственно созданы специально для байкеров? Это действительно так?

Да. Конечно, я старался при планировании использовать каждый метр уже имеющихся троп, но к сожалению, естественных трейлов в этой местности было катастрофически недостаточно. 95% маршрутов было проложено искусственным образом, причём около 70 % с использованием миниэкскаватора, остаток – с использованием мотокосы и вручную. Все трейлы созданны и разрешены к использованию только для маунтинбайков, причём только для езды в заданном направлении. Правда сейчас не называются искусственно проложенными узкие, многокилометровой длины, вьющиеся через лес тропы из мелкого гравия. В нашем парке есть только один трейл такого типа, больше нам бы саксонское лесничество не позволило. Таким образом, все маршруты выглядят очень натурально, наряду со "встроенными" кикерами и волнами встречаются так же корневые, каменные секции и прочие естественные "препятствия"

Как выглядит использование подобных парков? Может ли каждый желающий приехать и кататься там в любое время? Есть ли какие-то технические перерывы на обслуживание, денежные сборы за использование парка?

Эксплуатационником парка является общество "Спортпарк Рабенберг". Это спортивный комплекс с развитой инфраструктурой, где могут разместиться на ночь 380 гостей. Здесь есть и бассейн и даже площадки для пляжного волейбола. Поскольку инвистиции на строительство и обслуживание парка всё же не маленькие, была установлена плата за пользование парком в размере 5€ в день, билет на 2 дня стоит 8€, карта на сезон – 30€. Каждый посетитель получает карту парка с указанием всех трейлов, а также мест, где при необходимости, можно помыть велосипед, да и самому принять душ. Часы работы парка были для нас определены госпредприятием "Саксонский лес"( Sachsenforst) - парк открывается утром в 8 часов и закрывается, в зависимости от сезона, в 17.00, 18.00 или 19.00 часов.

Trailcenter Rabenberg. Первый трейл-парк в Германии

И почему это никто не сделал раньше?

 

Будет ли проводится регулярный уход за трейлами? Если да, то на чьи плечи ложится эта работа и из каких средств она будет оплачиваться?

Естественно, будет осуществлятся регулярный уход за парком. Один раз в неделю мы обязаны основательно проверить состояние всех трейлов и если там имеются какие-либо изменения, то их устранить. Стоимость работ в этом случае покрывается как раз за счёт денежных сборов за использование парка.

А как обстоит тогда дело с финансированием всего проекта в целом? Он находится на самоокупаемости?

Нет, это невозможно. Во всяком случае пока, принимая во внимание первичные инвистиции собственно на строительство. Были выделены средства на поддержку этого проекта, в частности из целевого фонда регионального развития.

В некоторых странах подобные трейлпарки уже давно не новость. Особенно преуспели в этом Великобритания и Новая Зеландия. Почему же до реализации этой идеи в Германии прошло столько времени?

Ну, тут я тоже затрудняюсь с ответом. Первый раз я был в Уэльсе в 2006 году и сразу понял, что в этом заложена определённая доля будущего развития маунтинбайкинга. Конечно, сеть имеющихся естесственных троп – оптимальный вариант, но где это можно реализовать, да ещё к тому же в Германии? Конечно, можно попытаться в регионах, для которых маунтинбайкинг представляет экономический интерес, организовать нечто привлекательное для байкеров. Но легко сказть, привлекательное! Для этого больше недостаточно разметить табличками сотни километров лесных дорог. Современный тренд МТВ это синглтрейл, и интерес к такого рода трейлам будет ещё расти.

Trailcenter Rabenberg. Первый трейл-парк в Германии

Такие вот дорожки...

 

К тому же, надо понимать, что любители пешего туризма тоже хотят наслаждаться красотой лесных тропинок, а не прямолинейных лесных шоссе. Так что нужно очень хорошо подумать, как можно организовать подходящую плотную, компактную сеть трейлов, куда за свои деньги захотят приехать и новички, и семьи с детьми, и любители покататься в стиле олл-маунтин или эндуро. Иными словами все, кому не обязательно нужен подъемник, что бы подняться наверх. Меня очень удивляет, что существует так мало экономических оценок и других данных по использованию подобных парков в той же Шотландии. Колличество посещений там превышает в десятки раз число посетителей в самом крупном байкпарке в Германии.

Одна работа новозеландского исследовательского института "Scion" показала, что инфраструктура для байкеров в трейлпарке "Whakarewarewa" принесла больше денег, чем коммерческое лесное хозяйство этого региона. Слашал ли ты об этом иследовании и поспособствует ли, на твой взгляд, подобная информация организации следующих трейлпарков в Германии?

Нет, с этим исследованием я ещё не знаком, но спасибо за информацию! Обязательно прочитаю. Но я не берусь сейчас судить о возможности переноса этих данных на немецкие условия. Было бы неплохо иметь подобное исследование из европейского региона. Я знаю, что нечто подобное частично проводилось в Шотландии. Там существует лесное хозяйство, которое одновременно выступает в роли и проектировщика и эксплуатационника трейлпарка. Конечно, они тоже получили немалые средства на поддержку этого проекта. Но вы только представте себе, что какой-либо национальный заповедник в Германии отстраивает и осуществляет эксплуатацию трейлпарка. Боюсь, что этого нам придётся ждать ещё много лет.

Что должно случиться, что бы в Германии за Трейлцентром Рабенберг ещё последовали подобные проекты?

Трейлцентр должен эксплуатироваться по полной, доказав этим, что пользуется спросом. Когда через один-два года парк будет работать с максимальной закрузкой по колличеству посещений, мы получим ещё один аргумент в нашу пользу. Но уже сейчас я нахожусь в контакте с двумя-тремя регионами, которые поняли, что в списке предложений между байкпарком и лесными дорогами существует огромная, свободная пока ещё ниша. К тому же, в байкпарках тоже есть ценители красивых трейлов, туров или даже марафонцы, которые будут рады прокатиться по синглтрейлу.

Trailcenter Rabenberg. Первый трейл-парк в Германии

Попрыгать тоже есть где

 

Что тогда, по-твоему, является самым большим преимуществом трейлцентра?

Гарантия отличных, доставляющих удовольствие синглтрейлов различной категории сложности. Человек хочет посмотреть какие-то конкретные трейлы, пусть даже только один – у него есть гарантия, что скучать не придётся, это всегда будет увлекательно. Некоторые маршруты идеально подходят для семейного катания или новичков, другие требуют от райдера хорошей спортивной подготовки. К тому же, человеку не требуется специально продумывать свою поездку, нет неоходимости в планировании маршрутов. Каждый посетитель получает карту парка, все трейлы хорошо размечены, установлены информационные стенды. Иными словами, GPS-навигатор можно оставить дома.

Спасибо, Томас, что уделил нам время, чтобы так обстоятельно ответить на все наши вопросы. Что бы ты сам хотел сказать напоследок?

Я просто надеюсь на большое колличество посетителей и велосипедистов на официальном открытии парка 29-30 июня, ну и, конечно, в последующем. А также, что этот проект послужит хорошей школой для организации следующих байкпарков и мы здесь, в Германии, не упустим свой шанс успеть на поезд отправляющийся в этом направлении, другие страны в этом вопросе опередили нас уже на годы

Trailcenter Rabenberg. Первый трейл-парк в Германии

Неплохо...

 

Трейлцентр Рабенберг

Почти 50-километровой сетью трейлов собирается удивить посетителей и маунтинбайкеров "Трейлцентр Рабенберг" и приглашает всех желающих принять участие в праздничном мероприятии. 29 июня министр внутренних дел Саксонии Маркус Ульбих (Markus Ulbig) проводит официальное открытие. С этого момента парк становится доступным для всех желающих. В распоряжении посетителей 4 кольцевых маршрута, протяжённостью от 6 до 25 км и различной категории сложности.

Trailcenter Rabenberg. Первый трейл-парк в Германии

Кататься до самого вечера.

 

Маршруты:

  • Taster Loop (лёгкий уровень сложности): 5,7 км, перепад высот 10 м
  • Border Trail (лёгкий и средний уровень): 15,8 км, перепад высот 450 м
  • Two Mountains (средний уровень): 16,2 км, перепад высот 560 м
  • Black Raven (высокий уровень): 26,2 км, перепад высот 880 м

Цена:

  • дневная карта: 5 €
  • билет выходного дня (2 дня): 8 €
  • сезонная карта: 30 €

 

Несколько видео

1.

 

2.

 

3.

 

 

По материалам mtb-news.de.