infopop.header

Scaled Sizing от Liteville – рекомендации к вопросу о выборе диаметра колёс велосипеда

О преимуществах и недостатках колёс 26″, 650B и 29″ уже очень много дискутировалось и вот теперь баварский производитель сам дает рекомендации какой диаметр колёс кому должен подойти наилучшим образом. Если вкратце, то длина рамы и диаметр колёс должны соответствовать росту велосипедиста.

Scaled Sizing от Liteville - рекомендации по выбору размера колес для велосипеда

Флайер Liteville

 

То, что уже давно делается для рам, впредь должно делаться и для колёс: высокий велосипедист – длинная рама и большие колёса, для низкорослых всё соответственно наоборот. Благодаря имеющимся четырем вариантам размеров колес (лайтвиль на коротких рамах давно использует заднее колесо диаметром 24") все байкеры должны остаться довольными.

Однако это ещё не всё. Предлагается использовать переднее колесо большего диаметра, чем заднее. То, что уже достаточно давно в варианте 69er - комбинации 29" спереди + 26" сзади нашло свою нишу для применения, благодаря 27,5" может получить дальнейшее распространение.

Почему, собственно, надо ездить на переднем колесе с большим диаметром, чем заднее? Ну, на эту тему можно тоже долго и с успехом дискутировать, но факт остаётся фактом: в то время как центр тяжести байкера толкает переднее колесо вперёд, заднее же он просто тянет за собой. Именно это и могло бы оправдать различие в диаметре колёс. С большим передним колесом, как это хорошо известно, гораздо легче преодолеваются препятствия, плюс более предсказуемое поведение в колеях и т. п. и больший резерв при торможении за счет большего пятна контакта шины с землей также относятся к явным преимуществам.

Для заднего же колеса вопрос о перекатывании через препятствия не имеет решающего значения и обычная огородная тачка тому наглядная иллюстрация, когда толкать ее через бордюр гораздо сложнее, чем зятягивать на него. Большое же заднее колесо является причиной головной боли для производителей рам, в конце концов при амортизации оно должно же куда-то смещаться. Как результат – корма становится длинной, а велосипед в целом громоздким, ход подвески меньше. Маленькое же заднее колесо обеспечивает более комфортное (устойчивое) положение на подъёме и облегчает подъём переднего колеса – явное преимущество при преодолении препятствий и прыжках.

Scaled Sizing от Liteville - рекомендации по выбору размера колес для велосипеда

Washington DC, 1910 – Когда эта комбинация отпразднует свое возвращение?
Фотограф и велосипедист не известны.

 

Какой размер колеса для какого роста.

Среднестатистический байкер имеет рост 1,75м и ездит на раме размера М. В этом случае рекомендуется комбинация 26" сзади и 27,5" спереди. Байкер с ростом в 1,92м был бы ровно на 10% выше, соответственно его колёса должны тоже быть на 10% больше. Получаем диаметр колёс 28,6" и 30,3" соответственно, что можно приравнять к 29" спереди и 27.5" сзади. Точно также увеличивается и нижнее перо (но, как известно, в меньшей пропорции) с 430 до 435мм.

Тоже самое можно расчитать и для обратной ситуации: если велосипедист ниже на 10%, то он был бы ростом 1,57м. После пропорционального уменьшения получились бы колёса 23,4" и 24,8" соответственно, что можно приравнять к 24" и 26", что собственно в течении длительного времени уже успешно практикуется. В отношении нижнего пера мы приходим к ощутимо меньшей длине – 405мм.

Только рекомендация!

Но не надо забывать, что подбор диаметра колёс по данной шкале носит всего лишь рекомендательный характер. И хотя флайер лайтвиля многократно твердит о совершенстве ("Наконец-то рама и диаметр колёс идеально подходят для вашего роста!"), в беседе передставители Liteville дали чётко понять, что это зависит не только от роста, но и от индивидуальных предпочтений.

Аргумент, что переднее колесо большего диаметра для мотоциклов стало давно уже нормой, можно, по нашему мнению, принять лишь условно, т. к. для мотокросса в большей степени имеет значение сопротивление разгону (ускорению). Большее, соответственно более тяжёлое колесо, разгоняется значительно труднее. В отношении же велосипеда при обычных весе и ускорениях этим эффектом скорее можно пренебречь.

Мы должны возить с собой больше запчастей?

Есть ли аргументы против установки колёс разного диаметра? Первое, что могло бы придти в голову – проблема со снабжением запасными частями. И да, переднюю шину на заднее колесо больше не поставить, так как это с большим удовольствием делается некоторыми скрягами, чтобы шина могла ездить до полного износа. Следующий вопрос: Что же тогда получается, во времена специализированных велосипедных компаундов шин и профилей придётся возить с собой больше запасных камер? Да нет, 26" камеру можно монтировать и в 650В, а в случае крайней неободимости и в 29" колесо. В обратном направлении это сложнее, но перед туром можно это всё ещё раз обдумать. Тот, кто до сего дня хотел себе набор колёс с одинаковыми спицами спереди и сзади (турист-дальнобойщик), справа и слева, должен брать, как минимум, в два раза больше запасных спиц.

Это всё было с позиции использования запчастей.

А внешний вид? Это не хорошо и не плохо одновременно, это вопрос вкуса. Поскольку заднее колесо всегда присутствует для сравнения, разница между задним 26" и передним 27,5" бросается в глаза. Вопрос дизайна.

Наше мнение

Во внимание необходимо принять 2 важных аспекта:

  1. Геометрия рамы и размер колёс должны соответствовать друг другу.
  2. Если геометрия должна подходить к размерам тела, то следовательно и размер колёс должен подходить к размеру тела.

Подбирать размер колёс только по росту – всё ж таки очень сильное упрощение, это грубая рекомендация для тех, кто не хочет слишком уж сильно ломать себе голову. И она имеет определённую ценность. Благодаря практически идентичным по размеру колёсам (26 и 650B), можно действительно попробовать, например, Liteville 301 и еще несколько других рам в различных вариантах и выбрать оптимальный.

Важным же для нас является указать на то, что диаметр колёс должен просто подходить к индивидуальным предпочтениям, которые в свою очередь очень часто представляют собой исключения из правил.

 

По материалам mtb-news.de