infopop.header

Liteville 601 для веловосхождений

Этот велосипед уж точно оффтопик и не для этого сайта, но он так запал в душу, что пройти мимо не получилось. Сборка веловосходителя Тоби Леонарда известного на форуме mtb-news.de как KäptnFR, это немножко другой взгляд на велосипед для фана, при этом "немножко" - это, конечно, мягко сказано. Велосипед последовательно заточен на свое основное предназначение, благодаря чему стал довольно специфическим.

Liteville 601 для веловосхождений

Полированный восходитель: Лаконичный Liteville 601 Тоби Леонарда
(все фотографии с сайта thory-foto.com)

 

Этот байк собран исключительно для Веловосхождений (нем. Bikebergsteigen - BBS), то есть, это  "горный велосипед" в прямом смысле этого слова, а значит, его стезя это либо крутой апхилл либо крутой даунхилл. Для лесов и лугов, таких как трейлы в Австрийском Isar'е он категорически не предназначен.

BBS-тур у Тоби выглядит следующим образом

BBS-байк должен подходить и для крутого подъема и для крутого спуска, что с точки зрения геометрии и посадки требует от велосипеда совершенно противоположных характеристик. Поэтому перед поездкой велосипед переводится в состояние "апхилл": Седло наверх, вилку небольшим ремешком стягиваем вниз, угол рулевой перемещенем ушек амортизатора выставляем покруче и активируем локаут на амортизаторе. Многократно повторяющиеся спуски-подъёмы - это редкость для Тоби, обычно апхилл преодолевается за раз.

Перед спуском соответственно опусткаем седло вниз, вилку распусткаем, угол в зависимости от крутизны спуска выставляется положе, спускается воздух из шин (примерно до 1,0/1,2 бар спереди и сзади). Потом ещё деактивируется локаут и  цепь блокируется в лайтвиллевском чейнгайде под нижним пером.

Рама.

У рамы в размере XL (это больше, чем надо по росту райдера) достаточно длинная верхняя труба. Чтобы reach оставался в комфортной зоне, Тоби использует direct mount вынос (самостоятельно изготовленный) длинной всего 12 мм.

- В таком сетапе я езжу уже много лет. Mondraker с его forward-геометрией идёт в том же направлении. Почему? Точка контакта переднего колеса смещается вперёд, что идеально подходит для крутых маршрутов. В скором для этой рамы появится рулевая колонка с регулируемым углом (+/- 1.5°). Будет интересно посмотреть, какие ещё возможности тут откроются.

Подвеска

- Амортизатор выбрал я главным образом из-за функции блокировки. Благодаря этому можно на силовом педалировании снижать раскачку, да и морская болезнь не разовьется. На крутых спусках я с удовольствием езжу с большим сегом. Когда же я не хочу каждый раз менять давление в аморте для подъёма и спуска, блокировка решает этот вопрос. И в остальном до сего дня амортизатор несёт свою службу добросовестно.

Liteville 601 для веловосхождений

Boxxer Worldcup в максимально возможной длине хода, идеальная настройка для гор.
Плюс дисковые тормоза XTR и грипшифт.

 

Старый Boxxer WC, с разумной массой в 2780г, довольно жёсткий и идеально настраиваемый Motion Control'ом. Я настраиваю низкоскоростную компрессию и флудгейт довольно часто во время спуска. На экстремально крутых участках или высоких ступенях можно практически полностью блокировать вилку, чтобы препятствовать нежелательному клеванию носом.

Тормоза и колеса

- Тормоза XTR trail с большими дисками Hope (жирные 225 мм!) работают просто сказочно, лучшие тормоза, который у меня когда либо были. Лёгкие, сильные, хорошо дозируемые и без снижения эффективности торможения из-за нагрева. Есть подходящий к раме Liteville вилсет Syntace W35. Он не только суперлёгкий, но и к тому же достаточно широкий, что дает хорошее сцепление и устойчивость к подломам, что в сочетании с брутально широкими, липкими шинами Continental Baron при низком давлении улучшает езду еще больше. Что бы ездить с экстремально низким давлением, шины используются бескамерно, обода герметизированы самостоятельно изготовленной ободной лентой

Передача

- Передача 1х10 с 22 зубами спереди для многих до сих пор кажется чем-то странным. Она здесь только лишь для чистых горных маршрутов, т.е. либо вверх, либо вниз. На спусках по крутым горным тропам разгоняются просто отпустив тормоза, для чего большая звезда вовсе не нужна. Преимущества этого – 400 г экономии веса и большой дорожный просвет. Цена же за это такова, что с 22-11 можно ехать не многим быстрее, чем 25 км/ч. Вкручивание же по равнине встречается среди веловосходителей ну очень редко, соответственно этим можно пренебречь.

Впрочем, эта идея пришла мне и моему другу в голову около 5 лет назад. С тех пор это беспроблемно работает не только у нас, идея была перенята и некоторыми другими веловосходителями.

Liteville 601 для веловосхождений

ограниченное передаточное отношение и неограниченный дорожный просвет.
Нетрадиционный чейнгайд используется только на спуске.

 

Чтобы цепь оставалась там, где ей положено, перед спуском она фиксируется в чейнгайде под нижним пером. В дополнение к этому, переключатель Shadow Plus снижает биение цепи. Поскольку, к сожалению, нет переключателя XTR c действительно короткой лапкой, я использовал ультракороткую лапку от Saint. Это повышает натяжение цепи и эффективность фрикционной муфты.

Руль, седло, грипсы и др

Как было описано в главе о геометрии, Тобиас использует 12 мм вынос собственной разработки, который позволяет ему смещаться далеко назад от переднего колеса. Это комбинируется с довольно узким 680 мм рулём, потому что скорости при велосипедном восхождении невысоки, тогда как боковая свобода на узких крутых траверсах гораздо важнее. Совместно с 12° загибом руля руки находятся почти позади штока вилки, что даёт максимальное, непосредственное чувство руля, а значит хорошую управляемость.

Liteville 601 для веловосхождений

Ещё короче практически невозможно: 12 мм вынос смещает руль далеко назад за шток вилки

 

В отношении грипс Тоби остановился на красных Ergon'ах, да и седло Komm Vor от Tune сочетается по цвету с общей картиной, без лишнего увеличения веса. Традиционно KäptnFR использует контактные педали, что в свою очередь может у некоторых вызвать удивление, но, принимая во внимание постоянное положение стоя и оптимальное распределение силы для свитчбеков и баннихопов при крутых разворотах, это имеет значимое значение.

Список частей

Рама Liteville 601 MK2 размер XL
Амортизатор Marzocchi Rocco Air LO 216mm
Вилка RS Boxxer WC 2009
Колеса Syntace W35, 32 спицы
Покрышки Continental Baron 2.5″ Black Chili
Руль Syntace Vector Carbon 12°, 680mm
Грипсы Ergon GA1
Вынос direct mount собственного изготовления 12mm
Грипшифт Sram X0, переделанный под 10 скоростей
Тормоза Shimano XTR trail
Диски Hope mono6 185/225mm
Седло Tune komm vor
Подседельный штырь Syntace P6 Carbon 400mm
Хомут подседельника Syntace Superlock2
Система Shimano XTR FCM980, звезда 22 зуба
Педали Time atac XS
Цепь Shimano 10 скоростей
Кассета Sram XX 10-ск 11-36
Задний переключатель Shimano XTR SGS с лапкой Saint

 

  • Около 30 штук титановых болтиков сэкономили 65 грамм веса.
  • Карбоновая защита нижней трубы

Общий вес - 14.52 кг

Видео ниже дает хорошее представление о том, что такое веловосхождения. Тут показаны и техничные и красивые участки

Источник: mtb-news.de