infopop.header

Sram XX1. История. Часть 1

Осень - время тестов. Товарищи из SRAM пригласили журналистов из mtb-news.de в немецкий Швайнфурт на XX1-Camp чтобы детально показать и дать опробовать недавно представленную новую группу XX1. Для этого была предложена возможность также детально пообщаться с теми людьми, что стоят за разработкой и идеологией новой топ-группы, благо корни калифорнийской системы также берут свое начало и в Швайнфурте, в Германии.

И уж если есть привилегия заглядывать через плечо разработчикам полной группы, то всю информацию об идее, разработке и доводке этой группы, включая наглядные фото - можно добыть в достаточном количестве. А во второй части будет отчет о посещении лагеря XX1 и отдела SRAM в Швайнфурте.

Sram XX1. История. Часть 1

В базовом лагере SRAM в Швайнфурте

 

Идея

Идея ездить с одной звездой спереди не нова. Даунхильщики и фрирайдеры ездят в таком сетапе уже долгие годы, комбинируя одну звезду с 9 или 10 передачами сзади. Однако, в гравити-дисциплинах речь идет только о спусках, и больших диапазонов передаточных отношений не требуется. Но в эндуро и кросс-кантри секторе подобные эксперименты при необходимости значительных диапазонов передач прежде не имели значительной роли.

Sram XX1. История. Часть 1

Первые прототипы звезды XX1

 

Когда появились первые десятискоростные трансмиссии, трейл-байкеры тоже стали пробовать для себя варианты с одной ведущей зведой. Даже редактор mtb-news.de Стефанус в своем проекте "Defining All-mountain" прошел все фазы принятия комбинации 1х10 со сменой мнений от "бессмысленной 1x10" до "я бы хотел хорошо понаблюдать, чтобы увидеть, как часто мне приходится переключаться спереди. И чем реже я это делаю, тем интереснее становится 1х10". Это уже интересно!

Sram XX1. История. Часть 1

Тут явные преимущества.
В таких условиях передний переключатель принесет больше проблем

 

SRAM тоже экспериментировал последние полтора года в этой тематике. Их командные гонщики Вольфрам Куршат и Реми Абсалон достаточно времени провели на 1х10, но не всегда были довольны. Диапазон передач, в зависимости от размера ведущей звезды был ориентирован либо на подъем, либо на спуск. В итоге пришли к пониманию необходимости большего диапазона кассеты - так появилась идея 10/42 с 11 передачами.

В итоге преимущества, которых хотелось достичь:

  • Переключение становится проще: переключаемся вверх - переключаемся вниз. Передний переключатель и все его вспомогательные механизмы упраздняются
  • Экономия веса. За счет переключателя, звезд и т.п.
  • Можно привести кассету, переключатель и звезду в оптимальный порядок, добиться простого переключения и идеальной линии цепи.

Удалось или нет добиться этих целей - попробуем выяснить далее.

Переключатель

Уже восемь лет назад Срам экспериментировал с переключателями, идеи которых воплотились только в XX1. Вместо привычной схемы наклонного параллелограмма, на которой основаны современные переключатели, и при которой при каждой смене передач верхний ролик переключателя смещается вверх-вниз, сообразно размеру текущей звезды на кассете, SRAM XX1 работает иначе.

Sram XX1. История. Часть 1

Переключатель SRAM XX1

 

Sram XX1. История. Часть 1

Специалисты переключений. Andreas Benz и Robert Boehm

 

Принцип работы XX1 обозвали словом "X-Horizon", и он включает два движения:

  1. Верхняя часть переключателя больше не движется - только параллелограмм и лапка с роликами движутся вместе. В этом "straight parallelogram Design", сокращенно "straight p" движется этот самый параллелограмм строго горизонтально, следуя профилю кассеты, минимизируя заодно действующие на переключатель силы. Срам так говорит о преимуществе - благодаря этой конструкции при сильных ударах в колесо переключатель не совершает боковых движений, тем самым минимизируются так называемые "Ghost shifting" - спонтанные переключения - практически полностью. Вертикальные движения теоретически возможны и тут, но они не вызовут таких переключений.
  2. Лапка вращается в зависимости от длины цепи. Это возможно только при полностью натянутой цепи. Особенно тут помогает муфта Roller Bearing Clutch, представленная в линейке переключателей Type 2: некое подобие сцепления, работающее без существенных усилий только в одном направлении, тогда как в противоположном двигающееся с трудом. Еще в тестах Type 2 все убедились в хорошем натяжении цепи. Это позволило практически исключить биения цепи, и способствует удержанию цепи на передней звезде без падений.

Sram XX1. История. Часть 1

Roller Bearing Clutch

 

Из недостатков дизайна "straight p" можно назвать тот факт, что работает такая концепция только при определенной длине цепи и исключительно при одной звезде спереди. Иначе лапка переключателя может войти в контакт с кассетой или даже со спицами и сломаться. Длина цепи в сравнении с обычными переключателями значительно ниже, и под каждый размер звезды должна подбираться индивидуально. Так мы избавляемся от необходимости избыточно длинной цепи, увеличиваем ее натяжение и уменьшаем биения.

Переключатель XX1 снабжен известным по Type 2 механизмом Cage Lock, что в обычной практике оказалось действительно полезной вещью. Это не бог весть какая инновация, но действительно полезный и простой инструмент при снятии заднего колеса и смене цепи, дабы облегчить усилия, возникающие при работе "Roller Bearing Clutch".

Sram XX1. История. Часть 1

Ящик. Из всех этих частей состоит переключатель XX1

 

Sram XX1. История. Часть 1

Стадии изготовления корпуса переключателя

 

Sram XX1. История. Часть 1

Стадии изготовления корпуса переключателя

 

Цепь

С 11 звездочками и обычной ширине кассеты цепь должна быть соразмерно уже - и узкая цепь обозначает, как правило, и более быстрый износ.

Чтобы сделать цепь XX1 более выносливой, она должна быть специально обработанной: пины, внутренние звенья и ролики подвергнуты специальной обработке с созданием твердого хромированного слоя. В тесте на износ цепь XX1 показала вчетверо больший срок службы до 0.8-процентного удлиннения в сравнении с обычной 10-скоростной цепью. Это самая живучая цепь от SRAM на сегодняшний день. В сравнении с цепью XX, цепь XX1 утоньшена только по внешним звеньям на 0.4 мм дабы подойти к звездам кассеты. Внутренний размер остался прежним.

Sram XX1. История. Часть 1

Цепь XX1

 

Sram XX1. История. Часть 1

Сколько отмерять? Два звена плюсом к обычной схеме.

 

В сравнении с обычными цепями, у XX1 есть однако одно решающее отличие. При подгонке длины, когда цепь без переключателя перекинута через самую большую звезду кассеты, согласно рекомендациям Срам, нужно добавить четыре (а не два, как обычно) звена, чтобы выровнять больший диапазон кассеты.

Кассета

Как уже многие из тех, кто видел новую кассету XX1 возмущенно заметили - дизайн XX1 в основном не нов. Это правда лишь отчасти. Факт тот, что и кассета XX тоже частично сделана из единого куска материала подобным же способом. Но на этом сходства заканчиваются.

Sram XX1. История. Часть 1

Мечта фрезеровщика: Кассета XX1

 

Кассета изготавливается из целого куска инструментальной стали в форме гриба. При таком подходе в процессе обработки деталь в станке требуется закрепить лишь один раз, что снижает риск появления больших допусков в готовой детали. Сначала вырезаются отдельные пластины будущих звезд, это занимает примерно полтора часа. Следующим этапом фрезеруются шлицы крепления к большой 42-зубой звезде, зубы, отверстия и прочие мелкие детали. Это занимает еще полтора часа.

Sram XX1. История. Часть 1

Заготовка в виде гриба - первая стадия - вторая стадия

 

Важный момент, что сквозные отверстия вырезаются в последнюю очередь, что снижает риск деформаций металла. В процесс вовлечены 18 режущих инструментов, по большей части - специальных. 35 станков постоянно заняты изготовлением 260-граммовых кассет.

Sram XX1. История. Часть 1

Три стадии изготовления блока звезд XX1

 

Идея 11-скоростной кассеты такова: достичь диапазона передаточных отношений больше, чем 400%, отказавшись при этом от 9-зубой звезды, которая вследствии полигон-эффекта нежелательна. 10 передач в этих условиях оказываются проблемными - придется допустить значительные разницы между соседними звездами в средних диапазонах, например 15-18 зубов. Решить вопрос помогает только добавление еще одной передачи. Текущая комбинация звезд (10-12-14-16-18-21-24-28-32-36-42) позволяет к тому же добиться принципа "дизайна симметричного переключения", при котором разница между каждой соседней передачей примерно равна и по мнению инженеров SRAM ведет к чистому, равномерному переключению передач во всем диапазоне.

Sram XX1. История. Часть 1

Большая звезда XX1 изогнута. Вогнутая часть повторяет угол спиц колеса

 

Барабан

Чтобы реализовать 11 звезд, барабан должен быть специальным. Стандартный барабан шимано не способен использовать 10-зубую звезду, минимум - 11. Следущая особенность - в способе прикрепления, тогда как в обычном барабане пакет звезд кассеты надевается на шлицы барабана и прижимается запорным кольцом, здесь барабан прецизионно обработан под поверхность кассеты и фактически шлицами присоединена лишь большая алюминиевая 42-зубая звезда. Остальной пакет звезд прикреплен уже к этой звезде. Это также способствует уменьшению люфтов в кассете при высоких нагрузках. Снимается кассета простым откручиванием запорного кольца.

С одной стороны, уникальный барабан это дополнительные траты для партнеров SRAM - производителей втулок, но с другой стороны, изменения ограничены лишь внешним дизайном барабана, прочие части - ось, корпус втулки, подшипники, механизм зацепления - остаются неизменными.

Sram XX1. История. Часть 1

Распил XX1

 

Вместе с DT Swiss и Mavic, которые с самого начала в теме, Bontrager, Specialized, Syncros, Stans, Hope, Easton, FRM, Tune, Novatec, Crank Brothers и Roval также заявили о разработке совместимых барабанов.

Sram XX1. История. Часть 1

Документация для сторонних разработчиков

 

Переключатели

Тут нет никаких больших изменений. Переключатели в карбоновом корпусе с карбоновыми рукоятками. Совместимы с матчмейкерами. В прямом сравнении с X9 переключает XX1 кратко, с щелчком, четко.

Звезда

Звезда XX1 отличается от обычных звезд по нескольким пунктам. Самый значимый - это форма зубьев. Каждый второй зуб выполнен более широким. Таким образом, каждый зуб подходит исключительно к широкому или узкому звену цепи. Звезды существуют в размерах 28, 30, 32, 34, 36 и 38 зубьев.

Sram XX1. История. Часть 1

Сравнение: обычная звезда и XX1

 

Sram XX1. История. Часть 1

Работает только в правильном положении: Цепь XX1

 

Монтаж звезды облегчен специальным дизайном паука. Цепь сбрасывается, четыре бонки откручиваются обычным шестигранником, и звезда снимается просто вперед, не требуя демонтажа всей системы. Резьба бонок нарезана прямо в звезде, откручиваются они снаружи, это действительно простая процедура. Срам разрешает после подгонки длины цепи использовать ближайшие по размеру звезды. Так, если цепь настроена под 32-зубую звезду, можно без проблем ставить 28- и 34-зубовые.

Sram XX1. История. Часть 1

Простая замена звезды. Резьба под бонки прямо в звезде. XX1

 

Почему можно обойтись без чейнгайда?

Sram XX1. История. Часть 1

Руководитель разработки и эксперт по звездам Frank Schmidt

 

Факт таков. Многие уже потестировали систему XX1 и никто не сказал, что цепь падала. После долгой беседы с разработчиком Франком Шмидтом и другими товарищами, выделены следущие технические моменты, почему цепь не падает:

  • Дизайн зубьев звезды. С зубьями разной толщины цепь ведет себя стабильнее. Она меньше болтается из стороны в сторону. И кроме того, зубья такой кассеты просто выше обычных.
  • Параллелограмм переключателя. Как уже было описано, он движется лишь параллельно оси колеса, боковые отклонения от ударов минимизированы
  • Натяжение цепи. "Roller bearing clutch" натягивает цепь очень сильно.

Итого

Первые впечатления о группе очень очень положительные. Переключение работает так, как и положено. На многочисленных выездах в разных условиях цепь ни разу не слетела. Ошибочных переключений также не было замечено. На 2013 год команда mtb-news.de получила тестовый байк для длительного тестирования, и они планируют как следует это дело проверить. Но тут надо просто выждать время.

Ценник

Однозначно ясно, что цена этой группы будет не маленькой. Но традиционно после старта продаж через какое-то время цена снизится. Цена всей группы будет колебаться около 1000 евро.

Фото:: Johannes Herden, Sebastian Schieck

По материалам mtb-news.de