infopop.header

Руководство по Эндуро:
Что это за хрень?

Пинкбайк начал серию заметок об эндуро. Здесь- вольный перевод первой статьи.

Даунхилл - это здорово! Мы все любим смотреть на топ-гонщиков, несущихся по трассам чемпионата мира со скоростями от которых захватывает дух и сжимается сфинктр. Но не более, чем смотреть по телику! Откровенно говоря, топ-уровень кросс-кантри тоже жесткая штука. То, что делают своими телами эти парни - настоящий хардкор. И тут дело в том, что мы-то с вами - люди средние. И по многим причинам, мы не можем или не хотим делать то, что делает элита спорта. И если парни из элиты перестанут делать свое дело - то они станут такими же средними, как мы. На уровне чемпионатов и сами велосипеды тоже крайне специализированы. Вряд ли кто сможет педалировать на ДХ-байке апхиллы и вряд ли кто захочет спуститься по дх-трассе ЧМ на гоночном кантрийничке.


По мере прогресса маунтинбайка, эти дисциплины становились все более и более экстремальными. А что же делать нам, ребятам из середины? Что, если просто хочется погонять по хорошим трассам? Покарабкаться к вершине, если это нужно, и самое главное - получить от этого удовольствие? А что если при этом есть желание поучаствовать в гонках? Что делать, если в гараже есть место только для одного байка? И не придумывается никакого повода чтобы купить специально заточенный гоночный снаряд? Вот здесь и подходит эндуро.


Основанный во Франции в 2003 году, этот формат был основан на мотоциклетном эндуро - тем, кто интересовался ралли, это должно быть знакомо. Самое простое определение эндуро - это контроль времени на спусках и отсутствие  контроля времени на подъемах. Гонки основаны на серии этапов, и кто был быстрее по сумме времени на этих этапах - тот выигрывает. Оригинальные гонки в Тибо, во Франции включали 10 и более этапов. Итальянская суперэндуро про - 4 или 5, Гравити эндуро в великобритании - также больше пяти. Однако, в более мелких, чуть более простых гонках - обычно три этапа.

Доступность гонки - это один из важнейших аспектов. Гонки проводятся на единых для всех трассах, нет отдельной категории элиты или сумасшедших профи-траекторий. Все для всех и для удовольствия от гонки. Но несмотря на то, что каждый может получить фан от гонки, не думайте, что профи будут здесь в безопасности - несколько лет назад Фабиен Баррель ужасно разбился на скорости около 70 км/ч

Даунхилл - это самое важное в эндуро. Если контрольные участки - не дх-спуски, то это - не эндуро. UCI следит за этим направлением, и участки трасс организуют те же люди, что организуют ДХ-трассы. В гонках Трибе во Франции апхиллы составляют не более 10-15% трассы. Это не точная цифра - вы никогда не увидите на горе людей с измерительными приборами, это то, как ощущается трек, когда вы по нему едете. Если гонка имеет как техничные участки, так и подъемы, конечно, это может быть гонка для фана, но это не эндуро, и не должно называться так. То же относится и к длинным кросс-кантрийным дистанциям, которые сами себя так называют. Если нет контрольных участков и промежутков - это не эндуро.

Почему это важно? Если вы заявитесь на гонку со 160-мм 15-килограммовым эндуро-байком, обутым в двуслойные широкие шины, и кто-то вам скажет, что гонка, на которую вы заявились будет 100-километровым рубиловом по плоскому полю, вы почувствуете себя неловко, да ведь? И с другой стороны, если вы заявитесь на эндуро-гонку с 8-кг карбоновым кантрийником - это ведь хороший шанс что-нибудь сломать. Себя или байк. И более важно - это уже не будет фаном для вас.  Эндуро - это сравнительно новый формат. Во многих странах до сих пор путаница с организацией, пока все не пришло более-менее в четкое состояние. Организаторы трассы должны так ее описать, чтобы не путать гонщиков. К счастью, длинная история мото-эндуро помогает делать это проще.

А как же супер-д? Насколько мы считаем, это все же кантрийное состязание. Это обезжиреная, веганская версия эндуро. Лайкре тут не место, так же как и нет затяжным подъемам. Как минимум вы должны взять с собой защиту колен и хороший фуллфейс. В великобритании фуллфейс пока еще не обязателен, но в Италии и Франции они крайне нужны на трассе.

Попасть на верх - это еще одна область, где не установлены правила, все зависит от того, где вы находитесь и кто проводит мероприятие. Во Франции у истоков эндуро использовались горнолыжные подъемники, а суть гонки была в десяти спусках. По мере того, как формат распространялся за пределы высоких Альп, люди стали крутить вверх. Вы можете встретить гонки, где это сочетается. Это не плохо и не хорошо, важно чтобы такая гонка была приятна. Можно покрывать большие расстояния и иметь тяжелые дни, но это не должно быть "сжиганием легких" в течение часов.

Ну вот это примерно и есть краткое введение в эндуро. Если это то, что вы любите и заинтересовало, вот несколько серий для участия:

Tribe Events (France): www.tribe-events.com
Superenduro (Italy): www.superenduromtb.com
Gravity Enduro (UK): www.ukgravityenduro.com
Gravity Enduro (Ireland): www.gravityenduro.ie
Enduro (Germany): www.enduroseries.net
Oregon Enduro (USA): www.oregonenduro.com

В следущей статье мы расскажем как подготовить свой байк к эндуро-гонке.