infopop.header

Еще о Kronolog'е.
Или первые впечатления.

Есть технические новинки, которые после своего появления привносят в жизнь велосипедистов нечто действительно свежее. К сожалению, эти новинки - такая же редкость, как хорошие трейлы в центре мегаполиса. В течение последнего десятилетия такая инновация, пожалуй, только одна.

Речь идет о регулируемом с помощью манетки на руле подседельном штыре. Одним из пионеров в этом направлении был Crank Brothers, но в последние годы подтянулись и конкуренты, особенно RockShocks со своим Reverb. Fox, как второй в мире производитель систем амортизации тоже в деле, и уже вопрос стоит не в том, использовать телескопический подседел, а в том, какой именно выбрать.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

 

Тут все равно, кто будет лидером отрасли. Большинство современных телескопических подседельников имеют проблемы с кабелями. Без разницы, гидравлическая манетка или механическая, в большинстве случаев кабель идет к головке подседела, и трос меняет свое положение в зависимости от того, на сколько выдвинут штырь. И тут возникает проблема, как эту петлю троса правильно провести, чтобы при всем диапазоне не было никаких проблем с ней. Эта проблема тоже оказывает влияние на вопрос, какой регулируемый подседел выбрать. Наконец-то есть продукты, где вопрос кабеля уже решен.

Однин из подобных подседельников - это Crank Brothers Kronolog. У него механические внутренности, тросик с подводкой к фиксированной части и обещается, что проблема изменяемой длины троса решена.

Технические данные

  • производитель: Crank Brothers
  • Модель: Kronolog
  • Материал:: Алюминий
  • Длина:: 405 мм
  • Диаметр:: 30,9 мм / 31,6 мм
  • Привод: механический, манетка и обычный трос переключения, внешний диаметр 4 мм
  • Подвод тросика: верх неподвижной части штыря, положение места подвода выбирается либо спереди, либо сзади
  • Цвета: черный/черный, черный/красный. Опционально золотой, синий, оранжевый, черный, красный. Набор из манетки и хомута нужного цвета стоит около 45 евро.
  • Масса: 554g (по данным производителя: 493 г, 30,9 мм)
  • Гарантия: 2 года  (в сервис-центрах)
  • Цена: Около 300 €

Внешний вид

Одно можно точно сказать о продуктах Crank Brothers: они всегда отлично выглядят. С красными анодированными частями, изящной конструкцией и "чистым" внешним видом телескопический подседел радует глаз и оставляет хорошее впечатление. Манетка выполнена в форме логотипа Crank Brothers и может быть в нейтральном черном цвете. Опционально манетка и хомут подседельника могут быть золотыми, синими или оранжевыми. С помощью обычного тросика (такого же, как в переключателях) передает манетка усилие к подседельнику, позволяя выставлять его на нужную высоту.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Особые уплотнения должны гарантировать долгую и беспроблемную работу

 

Штырь сделан из алюминия. Головка штыря представляет собой одно целое с движущейся частью. Это должно повысить стабильность и минимизировать люфт в подседеле. Чтобы по возможности исключить эти самые люфты, труба подвижной части - не круглого сечения, присутствуют две плоские стенки. Специальные уплотнения предохраняют внутренности от грязи и сырости.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Только один болт должен удерживать седло неподвижно. Это удается не всегда

 

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

 

На головке штыря седло крепится одним болтом и по двум полукруглым направляющим может быть бесступенчато выставлено с любым наклоном. Усилие болта передается через две боковые пластины на рамки седла. Очень простая система. Однако, есть предположение, что при большой нагрузкке на седло есть возможность того, что при небольшом недотяге болта седло может провернуться. Тут обычная система с двумя болтами кажется более практичной.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Механизм фиксации - открыт.

 

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Механизм фиксации - блокирован

 

При весе в 554 грамма (подседел, манетка, кабель), кронолог находится на одном уровне с конкурентами. Однако, реальный вес на 61 грамм завышен. (по данным производителя должно быть 493 г)

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

На весах. 554 грамма

 

Как работает Kronolog

В основном, механическая конструкция кронолога проста и разумна. Двумя пластинами в форме колец подседел удерживается в выставленном положении. Такая фиксация работает как в направлении сжатия, так и в направлении растяжения, так что можно, например, подвесить байк за седло в опущенном положении подседела.

Если надавить на манетку, тросик тянет эти пластины в стороны, штырь освобождается и может быть выставлен в нужное положение. Вниз подседел смещается давлением на седло. Движение вверх обеспечивается воздушной пружиной, расположенной в нижней части. Давлением воздуха в камере можно регулировать в определенных пределах скорость возврата седла.

На первый взгляд видно, что при разработке штыря проделана хорошая работа. В седле нет заметных люфтов и даже при полностью опущеном положении можно поднять байк за седло без каких-либо движений в подседельнике. С фиксированным местом входа тросика значительно облегчается прокладка кабеля по раме. Однако она не совсем произвольна. Обратная сторона этого механизма - в том, что фиксированная часть возвышается минимум на 62 миллиметра над срезом подседельной трубы рамы. Да еще и головка штыря такой формы, что не позволяет заглубить подседел так низко, как некоторые любят. Например, в сравнении с Syntace P6 разница в высоте при максимально заглубленном подседеле составляет аж 68 мм. Другие продукты конкурентов, и даже предыдущая модель от Crank Brothers - Joplin позволяла гораздо большее. Это цена фиксированной подводки троса. Так что перед покупкой надо обратить внимание.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

механизм фиксации требует 60 миллиметров высоты

 

Монтаж

Тогда как манетка устанавливается без проблем, просто в любое место руля клеммой так, чтобы рукоятка была сверху или снизу руля, при подводке кабеля к штырю нужно быть внимательнее. Последние 15-30 см перед прикреплением к подседельнику должны быть все же подвижны, так как нижняя пластинка клеммы движется при работе, и оплетка тросика должна тоже двигаться. Если закрепить стяжкой слишком близко, это может привести к затруднениям в работе подседела. В тяжелом случае может либо не блокироваться и срабатывать до самого низа, либо выдвигаться на полную высоту.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

 

Также прокладка троса потребует небольшой пряморукости. В ручке Crank Brothers есть маленькая пружинка. Она дает 3-4 мм свободного подпружиненного хода тросика. Она препятствует ложным срабатываниям подседельного штыря в случаях, когда тросик натягивается или смещается - например, при поворотах руля. При монтаже нужно сделать так, чтобы в этой пружинке оставался тот самый ход в 3-4 мм, чтобы она не была полностью сжата. Для контроля нужно просто надавить на манетку и замерять каков там свободный ход - до начала движения троса.

Если эти два препятствия пройдены, проблем с монтажом Kronolog больше нет.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Маленькая пружинка - большое значение.
Если должный холостой ход отсутствует - страдает работа штыря

 

На трейле

Как пользоваться. Нажимаем на рукоятку - давим на седло - в нужном положении отпускаем рукоятку. Седло фиксируется в этом положении. Это в теории. На практике Kronolog очень близок к такому функционированию, за исключением пары моментов.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Манетка штыря Kronolog

 

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Манетка.

 

С одной стороны это эргономика манетки. Управляемый тросиком, Crank Brothers работает со значительно большим усилием, чем, например, RockShox Reverb. К этому надо добавить, что центр вращения манетки выбран так, чтобы он в исходном положении был легко доступен. При нажатии, однако, он цепляет поверхность грипсы и расслаивает ее, так как рукоятка идет далеко вниз. Так что, особенно велосипедисты с маленькими кистями должны при покупке все эти моменты учесть. Тут системы с прямолинейной работой манетки более предпочтительны. Тот же реверб.

С другой стороны, и работа механизма подъема-опускания седла не такая уж беспроблемная, как ожидалось. Из-за воздушной камеры, при опускании заметна четкая прогрессия. Тем самым, для опускания седла в самое нижнее положение, надо "использовать силу", а если райдер не сконцентрирован на этом процессе, то это может и не получиться. Кроме того, несколько раз встретилась проблема, когда при втором нажатии на манетку штырь сразу выдвигается на полную высоту. Это также может быть связано с воздушной пружиной. А может быть и с приводом через тросик.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Регулируемый подседельный штырь Crank Brothers Kronolog

 

Из положительных моментов - хорошая рабочая длина. Со 125 мм (можно ограничить внутри до 100), особенно для райдеров ростом до 180, достигается достаточная разница между верхним и нижним положениями. При большем росте хотелось бы, конечно, и большего хода штыря.

Другой хороший момент - это, конечно, бесступенчатость работы. Так можно выставить любую желаемую длину между 0 и 125 мм. Есть на серебристой части выдвижного элемента некие маркировки высоты выдвижения. Они, по словам Crank Brothers не имеют влияния на работу штыря. Однако, штырь при работе сам производит такие отметки от клемм, не имеющие особенного значения, и чтобы они никого не смущали, их нанесли прямо на заводе. Однако, в течение теста эти метки стали заметно глубже. Эти и другие наблюдения в ходе короткого четырехнедельного тестирования ставят вопросы в отношении стойкости Kronolog к износу.

Надежность

Сразу после презентации нового подседельного штыря,  вывстали вопросы о его надежности. Некоторые из первых владельцев и тестировщиков отмечали проблемы при опускании седла и повышеный износ. Об этом же пишут на пинкбайке, у журналистов оттуда также не все беспроблемно с их образцами кронологов.

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Уже после нескольких выездов четко видны места, со следами от колец фиксации

 

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

 

По этим причинам мы с первого же дня тестов пристально следили за внешними проявлениями износа нашего штыря. И мы можем эти проблемы подтвердить. Так, вскоре после первых дней эксплуатации на блестящих частях показались различимые следы износа от механизма фиксации. Причина тут такова, что сразу после отпускания манетки кольца фиксации уже снова контактируют со штырем, тогда как тот может быть еще в движении. И если владелец не обращает внимания на деликатность работы со штырем - он получает явный износ автоматически. И если с одной стороны можно говорить о несоблюдении правил пользования, то с другой можно утверждать о не до конца решенных конструктивных проблемах. При продолжительном использовании, велосипедист не может гарантировать, что тросик при выставлении седла или при нагрузках на него полностью затянут. И кто не соблюдает такой осторожности, рискует получить тот же износ, который, в свою очередь, со временем может привести к неправильной работе штыря. 

Crank Brothers Kronolog. Тестирование.

Процарапанный болт в месте входа троса

 

И еще одна штука подвергается в кронологе износу. С другой стороны. После одного продолжительного тура с многими изменениями высоты подседела мы заметили в отверстии входа троса у манетки металлическую стружку. Очевидно, что она от того, что стальной трос трет об алюминиевый край отверстия. После трех недель использования тут был уже отчетливый пропил. А со временем вполне может протереться и сам трос. Тут мы вправе расчитывать на улучшения со стороны производителя. А тем, кто уже купил себе кронолог, можно посоветовать использовать в этом месте пластиковый лайнер, например из комплекта тросиков переключения от Gore. И периодически проверять его сохранность.

Итого

Идея штыря Crank Brothers Kronolog хороша. Однако с технической стороны все решено еще не совсем четко. Тут и большая минимальная высота штыря, высокий износ частей и неудачная эргономика рукоятки. Кто к этому готов, получает в виде штыря Kronolog красивую вещь с большим диапазоном регулировки, без значимых люфтов и с простой механикой. Неплохо, но не идеально.

За:

  • механическое управление
  • подвод тросика к неподвижной части

против:

  • требуется тщательный монтаж
  • неудачный дизайн манетки
  • внешние проявления износа на движущейся части штыря